Заканчивается учебная четверть - первая ступенька, когда выявляются наши нестандартные дети. Чаще всего это дети с ММД (минимальной мозговой дисфункцией).
Не только родители, но и специалисты недоумевают: ММД, СДВГ - вроде одно и то же, но почему-то называется по-разному. Чтобы не было путаницы, разъясним. Существуют две классификации. В отечественной явление называется ММД, в американской СДВГ. Лучше всех видно гиперактивных (реактивный тип ММД) детей. О них можно почитать здесь, здесь и здесь.
Содержание
Но есть еще несколько типов проявления минимальной мозговой дисфункции. Эти дети тоже заслуживают нашего внимания и помощи. Кандидат психологических наук Л. А. Ясюкова, изучая учащихся начальных классов Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода, выявила пять типов детей, имеющих ММД. Перечислим по увеличению тяжести проявления:
- субнормальный (близкий к нормальному) – 30%,
- активный – 10%,
- ригидный(медлительный, тугоподвижный) – 20%,
- астеничный (истощаемый) – 15%,
- реактивный (гиперактивный, двигательно-расторможенный) – 25%.
Она замечательно адаптировала методику Тулуз-Пьерона, с помощью которой можно выявить минимальную мозговую дисфункцию уже в 6 лет (но не раньше). Согласитесь, если провести профилактическую работу до школы, скольких проблем можно избежать.
Субнормальный тип ММД
Поведение детей этой группы не отличается чем-то особенным. Учитель и родители воспринимают этих детей как здоровых, но немного невнимательных. Их основные ошибки - пропуски. Поэтому тренируют внимание и память, часто вызывая переутомление. Внимательность в этом случае мало улучшается.
Дети имеют проблемы, потому что ослаблены именно оперативные процессы, и контролировать их они не могут. Что такое "оперативные процессы"? Процессы, помогающие работать здесь и сейчас: сейчас запомнить слово, записать его и больше о нём не думать.
Им сложно быстро переключаться. Например, если происходит подмена инструкции, выпадает какое-то условие, дети продолжают действовать, не замечая: ученик решает несколько примеров подряд на вычитание; попавшийся пример на сложение тоже решается на вычитание.
Работоспособность таких школьников сохраняется весь учебный день. Однако они повышенно утомляемы. Дети имеют нормальный интеллект, но малый объем оперативной памяти и мышления.
Если их не перегружать, то работа мозга нормализуется к 3-5 классу даже без лечения. Но лучше все-таки обратиться к неврологу.
Активный тип ММД
Учатся ребята активного типа неровно: активно включаются в деятельность, но быстро выключаются из-за утомления. Взрослые ругают их за безволие, лень, нежелание потрудиться, доводить начатое дело до конца. Но контроль и упреки ничего не могут изменить, потому что дети с ММД зависят от того, каков ритм работы их мозга.
Короткие контрольные и самостоятельные работы ученики активного типа обычно пишут очень хорошо, длинные, наоборот, плохо. В начале и в конце работы количество ошибок очень значительно различается. В конце урока дети могут неожиданно "отключиться", остановиться на полуслове и так сдать работу. Обычно учитель видит, что ученик бросил работу, занимается посторонними делами.
Активному типу нужен периодический отдых. Если он есть, работоспособность сохраняется почти до конца уроков.
Их постоянно воспитывают. Дети кажутся способными ленивцами. Взрослые вовлекают детей в мероприятия, на которых они только переутомляются. Походы в спортивные секции ничего не меняют.
Если детей оставляют в покое, устав от невозможности перевоспитать, то работа мозга постепенно приходит в норму сама (даже без лечения). Эта нормализация происходит к 7-8 классу.
Здесь важно не допустить педагогической запущенности еще в дошкольном возрасте. Тогда в школьные годы развитие интеллекта активных учащихся не пострадает.
Ригидный тип ММД
Сложный тип с замедленностью речи, действий, реакций. Родители и учителя борются с медлительностью детей, стараясь подгонять в самом начале работы.
Ригидные учащиеся своеобразно входят в работу. Именно перед ее началом (дома перед выполнением уроков) дети долго перебирают, раскладывают учебники, тетради, карандаши. Не мешайте им этим заниматься! Так они "входят" в работу. Не надо подгонять. Крики тоже не помогут.
Когда ригидных детей "дергают", они "тормозятся" еще сильнее. Может быть крайнее проявление торможения - ступор, когда ребенок просто молчит и ничего не делает, что доводит взрослых до бешенства.
У детей этого типа ММД путается предыдущая и последующая деятельность. "Всплывают" цифры из предшествующего примера, слова из предшествующего упражнения (особенно это касается действий в уме). Количество ошибок можно сократить, делая перерывы между деятельностями. Качество работы повышает и более медленный темп.
За короткие и даже довольно простые контрольные работы дети с ригидной дисфункцией обычно получают неудовлетворительные оценки. Они не успевают понять задание. Хорошо могут выполнить длинные самостоятельные работы с однородными заданиями, даже если они сложны. При выполнении разнотипных заданий ошибки у медлительных детей (в результате наложения) бывают самые "дикие". Учителя подробный анализ их работ обычно не делают. Считается, что дети просто не хотят работать.
Интеллект у них нормальный. Важно, чтобы родители и педагоги понимали суть проблемы и создавали необходимые условия. Тогда у ригидных детей к 6-7 классу даже без лечения работа мозга может полностью прийти в норму.
Астеничный тип ММД
Астеничных учеников мне приходилось встречать в обычных классах, классах выравнивания, в школах для умственно отсталых детей.
Самая главная их проблема – высокая умственная утомляемость (физически они могут быть нормально развиты). Все оперативные (обеспечивающие деятельность прямо сейчас) процессы: внимание, память слабы.
Иногда хорошей бывает долговременная память. Правила такой ребенок помнит, но не применяет их.
Поведенческие проявления
Ученики астенического типа работают в основном в начале (1-2 уроки). К 3 уроку их энергетика истощается совсем, поэтому они или лежат на столе, или тихо занимаются посторонними делами. За объяснением учителя дети с астенической дисфункцией не успевают, обычно быстро теряют нить и перестают понимать, о чем идет речь.
Как правило, у астеников бедна сфера образов, представлений. Это тоже затрудняет понимание информации, потому что учащийся не связывает ее с внутренним опытом.
Особенно трудными в этом случае оказываются родители. Их очень трудно убедить, что нельзя перегружать детей пока состояние мозга не придет в норму. Понимание приходит вместе с неуспеваемостью.
Нормализация деятельности мозга и общее состояние здоровья ученика, имеющего астенический тип мозговой дисфункции, напрямую связаны. Часто в скрытой и ослабленной форме некоторые проявления мозговой дисфункции остаются на всю жизнь.
Если в подростковом возрасте мозговая дисфункция имеет место, обязательно проверьте состояние позвоночника ребенка.
Комментарии
(я хотела проситься на кесарево), я медсестра, обычно к "своим прислушиваются". В результате какие-то аномально долгие схватки по 40 мин., у ребенка гипоксия, у меня отсутствие родовой деятельности, после перенапряжения; наложение акушерских щипцов, гематома у ребенка на голове... Слава Богу, что отделались ММД. 2 мес. не спал, слабо сосал, но мне ничего не говорили тогда. До 3,5 лет не говорил. В школу пошли, потому что в садике было оставаться невыносимо, из-за плохого отношения воспитателей. Я не знала ничего о ММД, и мы пошли в школу, хотя честно говоря перед школой мы ходили на консультацию к психиатру (от садика направление давали), и он не рекомендовал идти в школу, а что делать: из садика ушли..., да и ребенок мой мне казался умным. Через полгода начались проблемы. Предложили частично индивидуальное обучение. Кое-как закончили 2 класса. А с 3-го класса справку для индивид.обуч. дают только с диагнозом: "психопатия". Диагноз, понятно ни один родитель не хочет. Получается врачи "намутили", а детям потом жить.... Нанимать репетитора: ребенок ещё больше загружен. Правильно люди говорят: учительница и школьный психолог обвиняют меня в педагогической запущенности ребенка, я их - в нежелании понять и помочь: например, дать побольше времени на контрольные в тишине, какой-то материал для предварительного ознакомления ребенка, что бы он быстрее включался и т.д., для этого, типа коррекционные школы есть, только после этой школы ребенок пойдёт по жизни с клеймом "дебила".
Ребенку 5,5.Не говорит. До 4 лет ребенок практически не спал. Успокаивали: "ничего страшного, особенность развития, заговорит". А после 3,5 оказывается, что это уже не забота невролога. Таких нюансов, я не знала. Полагала, что неврологу "невыгодно" пускать на самотек, зачем ему в будущем проблемный пациент. Оказывается проблемный пациент появляется не у него, а у психиатра.
Диагноз пока не ясен.
Заранее спасибо!
Здравствуйте, Татьяна. Дифференциальную диагностику могут провести в любой областной детской больнице, где есть неврологическое отделение. Там надо будет полежать пару недель для полного обследования. Если хотите получить более подробную консультацию, пишите в личку. Адрес здесь mama-pomogi.ru/.../...