Трудности у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) появляются в начальной школе.
Как же получается, что, будучи сохранными интеллектуально, гиперактивные школьники плохо учатся?
У них существует ряд особенностей, дезорганизующих их умственную работу. О них полезно знать всем взрослым, взаимодействующим с гиперактивными ребятами, для эффективной, а главное, своевременной помощи.
Причины неуспеваемости при гиперактивности
1. Цикличность умственной работоспособности
Первая и главная причина неуспеваемости гиперактивных учащихся заключается в характере их умственной работоспособности. Она цикличная:
- Мозг гиперактивного школьника начальных классов активно работает 5 -15 минут.
- Затем контроль над умственной активностью теряется, и какое-то время (3-7 минут) мозг "отдыхает", восстанавливает работоспособность до следующего рабочего цикла.
- Чем дольше работает ученик, тем короче становятся активные периоды, а время отдыха увеличивается.
Повторюсь: мозг отдыхает сам по себе. Ученик процесс не контролирует.
2. Хроническая энергетическая недостаточность
Как ни странно это прозвучит, дети СДВГ страдают хронической энергетической недостаточностью. Знающих их неуёмную вертлявость, это утверждение приводит в недоумение. Но это так.
Несоответствие между умственной и физической активностью нередко наблюдается при электроэнцефалографическом исследовании: ребенок сидит с открытыми глазами и выполняет задание врача, а его мозг в это время демонстрирует электрическую активность, характерную для сна.
Динамика работоспособности на уроке
Вырисовывается следующая картина работоспособности гиперактивного учащегося на уроке.
- Несколько раз за урок ученик отключается помимо своей воли.
- Во время "отдыха" мозга он может что-то делать, но эта деятельность не осознается и не запоминается.
- В это время ребенок не воспринимает то, что ему говорят, хотя кажется внимательно слушающим; может общаться, разговаривать, но не в состоянии припомнить содержания своих высказываний.
- Если он продолжает писать, то прочесть написанное невозможно, столько там ошибок.
- Материал урока воспринимается обрывками, кусками. Пытаясь построить в своем сознании целостную картину, ученик с СДВГ начинает эти куски комбинировать. Учителя про такое говорят: "Вообразить невозможно, как можно было так понять?"
- Чтобы быть в курсе происходящего, он вертится, заглядывает в чужие тетради, мешает, получая порицания от всех и плавно перемещаясь за последнюю парту. Там есть риск выпасть из учебного процессе вообще.
Поскольку дефект мозга (минимальная мозговая дисфункция), обеспечивающий гиперактивность (СДВГ) на мозговом уровне, никуда не делся, ученик не может обучаться в едином темпе со здоровыми сверстниками. Не укладываясь в темп работы класса, ребенок начинает торопиться, что только усугубляет ситуацию.
Психолого-педагогическая коррекция гиперактивности
Коррекционную работу с детьми, имеющими синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, приходится начинать с ломки этого стереотипа. "Главное: не "быстро", а "правильно". Когда умеешь делать правильно, быстро получается само собой" - установка на первом этапе коррекции.
Очень важная причина затруднений в учебе – нарушение внимания. Сам по себе его дефицит у ученика с СДВГ не восстановится. Нужна специальная работа.
Стоит обратить внимание на уровень развития мышления. Высокий уровень мышления обеспечивает более быструю ориентировку в ситуации и "схватывание" пропущенного материала.
Одна из причин неуспеваемости гиперактивных ребят (а может, вообще, первая) – ограниченность знаний взрослых людей о синдроме дефицита внимания. Знать надо, чтобы правильно организовать жизнь ребенка. Правильная организация, доброжелательная помощь помогут ему пережить трудные времена с наименьшими потерями.
Картину можно рисовать дальше. Но уже и так понятно, что ученик с СДВГ все время в проигрыше. Это благоприятная почва для возникновения вторичных нарушений поведенческого характера, например, агрессивности.
Гиперактивные малыши не бывают агрессивными. Если жизнь все время заставляет их защищаться, то к подростковому возрасту это качество личности закрепляется. Дети попадают в группу "риска", и проблема из медико-педагогической потихоньку превращается в медико-социальную.
Комментарии
А как распознать, действительно ли страдает ребёнок синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, или просто ему лень учиться?
«Правильная организация, доброжелательная помощь помогут ему пережить трудные времена с наименьшими потерями…» Правильно ли я поняла, что со временем всё исправится? Можно ли этот недуг предупредить?
“Главное: не “быстро”, а “правильно”. Когда умеешь делать правильно, быстро получается само собой” . Вот те слова, которые мне были необходимы. Надеюсь, что сын поймёт со временем, что лучше сделать один раз правильно, чем пять раз, спустя рукова. Мы же каждое дело переделываем до победного конца, иногда даже с перерывами приходится работать, так как порой у кого-нибудь начинают сдавать нервы. А в этом деле главное спокойствие.
Спасибо Вам.