При неблагоприятных условиях обучения ученики с ММД (минимальная мозговая дисфункция) могут потерять тот уровень интеллектуального развития, с которым пришли в школу. Этого допустить никак нельзя.
На что можно опереться в развитии гиперактивных детей и детей других типов ММД? Все ругают их за так называемую лень, за то, что у них постоянно что-то не получается. Найдем, в чем дети с ММД могут быть успешны.
Направления коррекции
- С речью можно успешно поработать.
- Мышление у них изначально практически не страдает в отличие от внимания и памяти, поэтому именно его надо развивать. А внимание и память будут за мышлением подтягиваться.
- Психологи рекомендуют развивать у детей с ММД визуальное (зрительное) мышление - учить детей работе с разного рода схемами, различными рисунками, чертежами, таблицами, ментальными картами.
Случай из практики
Как это помогает детям, я убедилась на собственном опыте. Как-то ко мне в коррекционную группу пришли дети с ММД, которые плохо читали и затруднялись пересказать текст. Читая рассказ в полстраницы, некоторые в конце забывали содержание начала. Никакие приемы положения не улучшали.
Однажды мы читали рассказ Л. Толстого о кошке, в смертельной битве защитившей своих котят от орла. Я спросила: "Ребята, а сколько картинок здесь надо нарисовать, чтобы получился коротенький мультфильм?" Мои ученики на глазах преобразились. Каждый предлагал свой вариант. Мы разбили текст в соответствии с содержанием предполагаемых картинок. Каждый получил свою часть и нарисовал рисунок (в точном соответствии с текстом). Рисунки расположили на доске по порядку (что за чем было), каждому дали название, которое тоже записали на доске. Так получился иллюстрированный план рассказа. Дети практически дословно воспроизвели рассказ. С тех пор мы рисовали все.
Дети с ММД и система обучения С. Н. Лысенковой
Для учеников с мозговой дисфункцией рисунки и схемы, ментальные карты можно успешно применять на уроках. В 80-е годы прошлого века была популярна педагогическая система учителя начальных классов Софьи Николаевны Лысенковой. Система была разработана в противовес начавшемуся разделению учеников по успеваемости. У Софьи Николаевны неуспевающих не было.
Для обучения детей с мозговой дисфункцией в этой системе важны и опережающее обучение, и комментированное управление, и опорные схемы.
Поскольку дети с ММД время от времени выпадают из учебного процесса, полезно заранее знакомить их с новой темой. Так они быстрее включаются в работу класса. Лысенкова весь педагогический процесс строила на опережении, многократно в разной форме включая элементы будущих тем среди изучаемого материала.
Лысенкова С. Н. активно использовала образы и символы в обучении. В педагогике с ее легкой руки стали широко применяться опорные схемы. Объясняя материал темы, учитель рисовал выводы в форме чертежа или рисунка. Пример такой схемы на рис. 1. Опорная схема помещалась на планшете на стене или на карточке перед учеником. Ученики Софьи Николаевны не зубрили правил. Они выучивали их в процессе многократного применения опорных схем.
Опорные схемы у учащихся с мозговой дисфункцией работают как своеобразные "костыли". Они позволяют снять нагрузку с оперативной (обеспечивающей деятельность в настоящий момент) памяти. Именно это их качество полезно для детей с мозговой дисфункцией. Имея карточки с опорными схемами, ученик может всегда найти нужную и использовать как подсказку.
Обучает ли кто детей по этой системе, или она благополучно ушла в историю? Опорные схемы доступны в интернете. Современные дети с ММД могли бы получить большую пользу, применяя их.
Разработка расширений Joomla
Комментарии
Печально , что в израильских школах, самым эффективным методом для обучения таких детей (ММД) является -ритолин. Считают. если ребенок гипперактивный, то его надоб успокоить, заглушить в нем эту самую активность, больная моя тема, у меня сын такой попрыгуша. Воюю с учителями 8(
Ему нравиться учиться дома со мной, школу байкотирует 8(