Не все медлительные дети - флегматики (медлительность может быть обусловлена и другими причинами), но...
Истинный флегматик - заметно медлительный, малоподвижный малыш, по большей части полный и склонный к ожирению, вялый, с ленцой, апатичным лицом, невозмутимо спокойный.
Характеристика флегматика
Больше всего человек флегматического темперамента стремится к покою. Он не чувствует потребности ни в деятельности и труде, ни в забавах и веселье. Не мешайте покою, не тревожьте, не задевайте, и ему больше ничего не нужно.
Флегматик в "чистом" виде равнодушен к обстановке, к своей одежде, к окружающим людям. Его не тревожат никакие заботы или тревоги. Ученик флегматического типа обычно небрежен в работе, равнодушен к замечаниям, невнимателен к требованиям и советам. Все "не важно", "не беда", "успеется"...
С товарищами он добродушен, уступчив, терпелив, а потому его не обижают. Со старшими послушен и молчалив, а потому к нему относятся снисходительно, не требовательно, без строгости.
Флегматичный школьник, как правило, ни на кого никогда не жалуется, ни перед кем не заискивает, никого не обижает, но и ни от кого не сторонится, только избегает участия в суете, в шумных и подвижных играх, в затеях и проказах. Любит полакомиться, поесть, полежать, подремать, поспать, но действовать, суетиться, работать — это очень не нравится.
Флегматик в школе
Мыслит такой школьник неторопливо, иногда неповоротливо. Не любознателен, не любит ни волноваться, ни задумываться — "ломать" голову, ждет, что все "сделается" как бы само собой, а потому вовсе не инициативен и никогда ничего не добивается, хотя склонен к мечтательности, часто беспочвенной и наивной.
Однако при медленном понимании, при слабой восприимчивости, при равнодушии к учению он усваивает знания очень прочно, если знания как-нибудь попадают в голову. Поэтому для учителя и родителей очень важно, они туда попали.
И чувства в нем возбуждаются слабо, не доходят до значительной, тем более — до крайней силы; он всегда умерен — и в любви, ничем не жертвуя во имя ее, и в ненависти, преодолевая ее без особенных усилий. Восторг и негодование человеку флегматического склада чужды и совсем непонятны в других людях. Он почти никогда ничем не увлекается. Очень трудно оживить такого школьника, расшевелить, побудить к деятельности.
Как учителю взаимодействовать с флегматиком?
Здесь нужна энергичная требовательность, упорная и последовательная настойчивость, которая будет противодействовать лености, малоподвижности, расхлябанности, но не крутая и не грубая, а спокойная и решительная.
Надо помнить, что флегматик не может соображать и работать с той успешностью и быстротой, как другие, более счастливо одаренные дети.
От ученика-флегматика можно и должно требовать своевременного и качественного исполнения работы посильной. Средством для побуждения к такой исполнительности и может служить последовательное и настойчивое нарушение покоя, которым он более всего дорожит.
Надо, чтобы он всегда был "на чеку", не имел бы возможности задремать, погрузиться в ленивое "беспечальное созерцание", чаще поднимать и тревожить. Можно прибегать к некоторым репрессивным мерам, как перемещение на переднее место на виду педагога в случаях явного невнимания во время урока, как повторение одной и той же работы при неудовлетворительном исполнении, пожалуй, и увеличение ее, чтобы время медлительного ребёнка было по возможности постоянно занято.
Но главное, чем лучше всего воздействовать на апатию и лень, конечно же, живым и увлекательным преподаванием и, пожалуй, пробуждением самолюбия, чтобы настойчивые требования учителя подкреплялись внутренними стимулами ученика, напрягая и направляя волевые усилия. Пусть эти усилия, мало-помалу, сделаются привычными.
Флегматик – медлительный ребенок, это, прежде всего, надо помнить педагогу. Особенно важно учесть это родителям, которые выбирают учителя и программу для будущего первоклассника-флегматика. Горе такому медлительному ребёнку, когда попадает он в класс к учителю-холерику, у которого "кто не успел, тот опоздал".
Лучше всего, если учитель и ученик будут, так сказать "одной крови". Как говорят специалисты по NLP – "тождики". Они быстрее поймут друг друга. И, конечно, медлительный ребёнок должен быть хорошо подготовлен к обучению в современной школе.
При правильном подходе к воспитанию и обучению этого медлительного ребенка, он способен развить такую работоспособность, которая не снилась людям других темпераментов. И благодаря ей флегматик может добиться не менее выдающихся результатов в профессиональной деятельности. Самый яркий пример - великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов.
Как правильно давать флегматику инструкцию, научить отслеживать время в видеоролике...
Мне очень нравится замечательная статья Н. А. Добролюбова из его Педагогических сочинений - "Ученики с медленным пониманием". Мало кто с таким уважением рассказывает о медлительном ребенке. А методику работы с ним было бы замечательно использовать и современным педагогам и родителям.
Комментарии