Игры на ассоциации полезны и взрослым, и детям. Связывая образное и логическое мышление, они дают хороший толчок для повышения интеллектуального развития, так как повышают скорость интеллектуальных процессов.
Лучшего способа активизации мышления и памяти, пожалуй, и не найти.
Многие взрослые страдают от того, что не могут быстро подобрать нужное слово. Способность быстро извлекать необходимые сведения из глубин памяти полезно развивать с детства. Особенно полезны игры на ассоциации для детей с разными формами нарушений развития. Мы приводим примеры игры на поиск ассоциаций. Надеемся, они покажут заинтересованным взрослым направления работы.
Условно разделим их на 2 группы:
- игры на словесные ассоциации,
- игры на образные ассоциации.
Игры на словесные ассоциации
Ассоциации по контрасту (противоположности)
Инструкция. Я назову слово, а ты быстро подбери противоположное по значению.
- Высокий/низкий.
- Далёкий/близкий.
- Толстый/тонкий (худой).
- Сладкий/кислый.
- Злой/добрый.
- Слабый/сильный.
- Хороший/плохой.
- Сырой/варёный.
- Длинный/короткий.
- Чёрный/белый.
- Тонуть/выплывать.
- Кричать/молчать.
- Бросать/ловить.
Ассоциации по сходству (подобию)
Инструкция. Я назову предмет, а ты назови, на что он похож.
- Арбуз/мяч.
- Голова/шар.
- Груша/треугольник.
- Солнце/одуванчик.
- Лампочка/груша.
- Горбы верблюда/горы.
- Заснеженное поле/белое покрывало.
- Фонтан/дождь.
- Земля/шар.
- Ботинки/ноги.
- Замёрзшая река/зеркало.
- Лужа/океан.
- Цветущий луг/ковёр.
- Небо/голубая чаша.
- Пушинки одуванчика/вертолёт.
Ассоциации по смежности в пространстве/времени
- Зима/снегопад.
- Стол/стул
- Осень/листопад.
- Весна/цветение первоцветов (подснежников).
Здесь можно искать как отдельные слова, так и цепочки слов. На одном из занятий по ориентировке во времени подготовишки получили задание назвать как можно больше «зимних» слов – ассоциаций к слову «зима». Список получился внушительный.
Задачу усложняем соблюдением условия: называть то, что бывает только зимой.
Ассоциации причины – следствия.
- День/светло.
- Дождь/лужи.
- Вода/мокрый.
- Гром/молния.
- Микробы/болезнь.
- Солнце/капель.
- Лампа/свет
- Капель/весна.
- Физкультура/здоровье.
- Солнце/свет, тепло, жизнь, загар.
Это основные виды ассоциаций. Дополнительно к ассоциациям можно отнести:
- Обобщение: одуванчик/цветы, табуретка/мебель, простыня/постельное бельё, торшер/электроприборы, корова/домашние животные, яблоко/фрукты, морковка/овощи, банка/посуда.
- Подчинение: цветы/астры, мебель/лавка, посуда/тарелка, головные уборы/панама, животные/обезьяна, игрушки/самокат, транспорт/телега.
- Дополнение: тетрадь/ручка, палитра/краски, парта/ученик, суп/ложка, огород/картошка, мать/ребёнок, зубная паста/зубная щётка.
- Часть и целое: велосипед/колесо, чайник/носик, час/минуты, корова/рога, ботинок/подошва, дерево/корни, печь/труба, дом/крыша.
Дополнительно практический материал для игр на ассоциации можно взять отсюда.
Эта классификация для студентов, педагогов. Родителям, бабушкам-дедушкам сложно и нет желания разбираться, предлагаем несколько заданий (игр). Выполняя их с ребятами разного возраста (и школьниками в том числе) достаточно регулярно, можно добиться неплохих результатов.
Начинать стоит с простого поиска ассоциаций, как описано в этой статье
Игра «Хвостик к слову»
Подобная игра на ассоциации для школьников и взрослых в интернете встречается под именем «связанные ассоциации». Мы адаптируем название к возрасту наших воспитанников, дополнительно внося образ. Как думаете, что могут представить себе дошколята старшего возраста? Мышку с хвостиком: чем больше слов, тем хвостик длиннее. Паровозик с вагонами: больше слов – длиннее состав. Бусы, хоровод….
Ход игры такой. Выбираете предмет или явление и предлагаете детям назвать как можно больше связанных с темой слов. Желательно их записывать, чтобы потом установить связь слова и ассоциации. Если детей двое и более, вносим соревновательный момент: у кого хвостик длиннее.
Пример: весна. Инструкция: назови все знакомые тебе слова, относящиеся к весне. Диалог:
- Весна – подснежник.
- Почему подснежник?
- Потому что весной растут подснежники.
Чем лучше навык поиска ассоциаций, тем сложнее слова можно предлагать. Скажем, исходное слово «отпуск». Наши северные дети знают в нём толк, ждут его, потому что отправятся в путешествие. Но «отпускных» ассоциаций у них немного. Играя с ребёнком (по очереди), введите новые слова: пассажир, попутчик, кондуктор и прочее.
Игра «Какого слова не хватает»
Инструкция. Я скажу два слова, а ты добавь к ним третье, чтобы стало понятно, как они связаны. Например, я скажу: вечер, еда. Как их связать? Вечером едят. Как называется еда вечером? Ужин. Значит третье слово будет «ужин». Получается цепочка: вечер, еда, ужин.
- Родственники, карандаш (письмо).
- Книга, вагон (чтение, забывчивость).
- Праздник, почта (открытка).
- Перо стихи (поэт).
- Огород, пашня (трактор).
- Масло, торт (крем).
- Бусы, хоровод (наряд, украшение).
Если ребёнок затрудняется в придумывании предложений (что часто у речевиков, детей с другими нарушениями), третьим словом можно брать действие: кукла, девочка (играть).
Игра «Что подходит?»
Инструкция. Я назову слова, а ты скажи к каким другим словам они подходят.
- Лёгкий/пушистый.
- Светлый/деревянный.
- Разноцветный/душистый.
- Горький/полезный.
- Тёмный/горячий.
- Сладкий/молочный.
- Любимый/маленький.
Игры на ассоциации пригодятся на детском празднике, в поездке, на отдыхе, словом, везде, где наметилась скука. Продолжение следует.
Комментарии
И для дождливого вечера хороши, и в долгой дороге пригодятся, и на празднике будут к месту.
Спасибо, Галина!