Лето – чудное время года! Но "готовь сани летом…". Весной подготовишки прошли первый в своей жизни экзамен, называемый в быту "готовность к школе", а у психологов - "определение функциональной готовности к систематическому обучению".
Это тестирование воспринимается неоднозначно. Низкие результаты всегда вызывают обиду у родителей, так как они подсознательно считают себя виноватыми за создавшуюся ситуацию. Это неправильная - эмоциональная - позиция. Полезнее рассуждать конструктивно: "Я – взрослый и умный человек. Как я могу помочь своему малышу?"
Проблемы готовности к школе
Низкий уровень результатов готовности к школе всегда свидетельствует о наличии каких-то проблем в развитии ребёнка. Желательно выяснить, какие именно это проблемы, и, по возможности, ликвидировать их до начала обучения.
Общая и мелкая моторика
Важный показатель готовности к школе - двигательное развитие, состояние общей и мелкой моторики. Насколько это важный для обучения (чтения, математики) параметр читайте здесь. У большинства будущих первоклассников обнаруживается слабая готовность руки к письму, хотя практически все они умеют писать печатными и даже курсивными (письменными) буквами.
Особое удивление это обстоятельство вызывает у родителей, обучавших детей письму с помощью компьютера. Сейчас такие программы весьма популярны среди родителей и дошкольных педагогов. Двигая мышкой, малыш выводит на экране элементы букв, сами буквы, слова.
Уточним. Эта статья была написана в то время, когда только стали получать распространение интерактивные доски, обучающие письму компьютерные программы, создававшиеся не педагогами и без их участия (у меня до сих пор парочка валяется). Эйфория по этому поводу выражалась в мнении "Письмо несовременно, отнимает у детей много сил и времени. Зачем оно нужно, когда есть компьютер".
Надеемся, что это странное поветрие прошло. Но проблема моторики была, есть и будет. И её надо решать. Нам успешно помогает методика Н. И. Озерецкого.
Но обратите внимание! Происходит выработка принципиально иного графического навыка, чем потребующийся в школе. Компьютер имеет много достоинств, но обучение курсивному письму - не та область, где его нужно использовать.
Аналогичное происходит при использовании для обучения письму интерактивных досок, хотя, казалось бы, здесь ребенок "пишет" электронной ручкой, а не мышкой. Но можно ли научиться письму, не видя линии, выходящей из-под карандаша или ручки, не чувствуя работу своих мышц?
Немалый вред приносит и ставшее сегодня повсеместным слишком раннее – до 5 лет – обучение ребят графическому навыку. Причем обучение ведется по прописям для начальной школы, рассчитанным на первоклассников 6,5-8 лет (или созданным на их основе). Нервно-мышечные и зрительные возможности четырех - пятилетних детей еще не позволяют полноценно освоить навык курсивного письма. Результатом такого кустарного обучения становится закрепление неверных траекторий движения, соединений букв и их элементов, неустойчивость письма.
Между тем рисование, лепка, работа ножницами, аппликация и многие другие детские виды деятельности способны подготовить руку наилучшим образом.
Пробы Н. И. Озерецкого
Чтобы узнать, как развита моторика вашего ребенка, попробуйте выполнить с ним "пробы моторной одаренности" отечественного специалиста по нарушениям моторного развития детей академика Николая Ивановича Озерецкого. Академик Озерецкий разработал моторные пробы до 16 лет. Мы взяли задания, которые можно выполнять с детьми с пяти лет.
Условие! Прежде, чем предлагать задания детям, хорошенько изучите их сами.
Проба 1. Постоять 10 секунд с открытыми глазами на носочках (на цыпочках), руки вдоль тела. Задание не засчитывается, если ребёнок хоть раз коснулся пятками пола.
Проба 2. Скатать шарик из квадратного листа бумажной салфетки (5х5 см) поочередно, сначала пальцами правой, а потом левой рук. Время выполнения для правой руки – 15 секунд, а для левой – 20. Задание не засчитывается, если
- ребёнок помогал себе другой рукой или
- скатал недостаточно компактные шарики.
За правильное выполнение задания только одной рукой выставляется 0,5 балла.
Проба 3. Прыгая на одной ноге, преодолеть расстояние в 5 метров по прямой, сначала на правой, а потом, через промежуток в 30 секунд, на левой ноге. Задание не засчитывается, если
- малыш отклонился от прямой больше, чем на полметра,
- размахивал руками,
- коснулся пола согнутой ногой.
Проба 4. Намотать нитку на катушку. Длина нитки 2 метра. Один конец её закреплен на катушке. Сначала ребёнок держит катушку в одной руке, а кончиками указательного и большого пальцев второй руки наматывает на катушку нить. Затем он меняет руки. Если он крутит рукой, в которой держит катушку, то задание необходимо прервать. Оно не засчитывается.
Проба 5. Уложить спички в коробок. Перед ребенком кладут пустой спичечный коробок. По бокам – справа и слева - от него помещают ровные, одинаковые по количеству спичек ряды (по 10 в каждом ряду). Действуя одновременно двумя руками, брать спички за их концы большим и указательным пальцами из обоих рядов и класть в коробок. Время выполнения задания 20 секунд. Норматив: уложить в коробок не менее 5 спичек, взятых с каждой стороны. Задание не засчитывается, если
- движения обеих рук разновременные,
- уложено меньше, чем 5 спичек.
Проба 6. Оскалить зубы: "Покажи заборчик из зубок". Задание не засчитывается, если ребёнок делает дополнительные мимические движения (морщит лоб или нос, двигает бровями, надувает щеки или высовывает язык и прочее).
Обработка данных. За каждую правильно выполненную пробу ставится 1 балл.
Оценка |
5 лет |
6 лет |
Высокий уровень | 6 баллов | 6 баллов |
Средний уровень | 4-5 баллов | 5 баллов |
Низкий уровень | 1-3 балла | 1-4 балла |
Эти задания могут диагностировать моторную готовность к школе, а могут быть использованы как развивающие дидактические игры.
Комментарии
Я и не знала, что кто то может практиковать письмо на компьютере.
Мы своего уже во второй класс ведём. А в первый шли не зная букв и не умели писать. Всё зависит от учителя!!! Постарался годик и на равне со всеми. И интересно.
А ваши тесты возьму на заметку как конкурсы для праздников. Спасибо отдельное.