Процедура проверки готовности к школе давно укоренилась в нашем образовании. Полезность её зависит от того, какие цели преследуются психологом и насколько профессионально готовность к школе проверяется. Здесь надо учесть следующее: любое тестирование должно быть
1. санкционировано родителями (по новому Закону об образовании),
2. оправдано только в том случае, когда речь идёт о помощи ребёнку.
Готовность к школе
Готовность к школе можно проверить с помощью компактных экспресс-методик. В инструментарии психологов их достаточное количество.
Обычно перед школой с помощью экспресс-методик проверяется функциональная готовность к школе. Здесь ключевое слово «функциональная», что означает: готовность к школе – качество меняющееся. Это важно понимать, потому что некоторые психологи и педагоги склонны делать из результатов такой проверки далеко идущие выводы.
Готовность к школе – это данные на сегодняшний день, но низкий результат чем-то обусловлен. Родителям без обид надо выяснить, чем именно.
Проверить готовность к школе полезно
Если при тестировании ребёнок показал низкие результаты готовности к школе, то уже в первом классе он может попасть в «группу риска», не усваивая программу.
Причины неуспешности выясняют, проводя углубленное обследование ученика. Определяется готовность к школе в полном объеме, прежде всего, состояние интеллекта. Обычно выявляются ребята
- с «махровой» педагогической запущенностью,
- задержкой психического развития.
В «группу риска» могут попасть также дети хорошо развитые и подготовленные, но испытывающие постоянное нервно-психическое напряжение. Это чаще всего медлительные, тревожные, астеничные (истощаемые) дети. Такие ребята тоже могут показать низкую готовность к школе, особенно если тестирование групповое. Это сигнал учителю – ребёнок требует помощи и повышенного внимания.
Есть ещё одна категория детей, которая может попасть в «группу риска». Поступающие в первый класс дети различаются по
- возрасту,
- уму,
- подготовленности.
Причём здесь возраст, удивляются родители. Ведь все одного года. Да, это так, но в году 12 месяцев. Ребёнок, родившийся в январе-апреле, старше родившегося в декабре на целый год или около того. Он, как правило, более развит физически и сформирован физиологически, более вынослив (выносливость в школе – не последнее дело). Уже поэтому у него больше шансов быть успешным.
Родители часто уверены, что разница сгладится уже к концу первого класса. Вынуждена разочаровать: она остаётся до средней школы. Родителям детей, родившихся в конце года, надо хорошенько всё взвесить, отдавая их в школу. Готовность к школе в этом случае было бы полезно проверить.
Вывод. Выявить такие недостатки готовности к школе перед обучением полезно для помощи детям. Ничего страшного в процедуре выявления готовности к школе для детей нет, если бы не мы, взрослые со своими амбициями и обидами на жизнь. Мы слишком концентрируемся на них, превращая рядовое исследование в последний в жизни экзамен для ребёнка.
Комментарии