Каждый год несколько миллионов детей идёт в школу. Очень многое в жизни зависит от того, как им там будет: хорошо, плохо. Будет ли ребенок успешен в школе? Как это узнать заранее и помочь ему, если что?
Тут нам может помочь такое понятие как «психологическая готовность к школьному обучению», которую чаще называют просто «готовность к школе». Договориться, что же это такое, учёные пока не могут, и это затрудняет работу с детьми, которым требуется помощь.
Существует ряд существенно различающихся точек зрения на это «новообразование» в психике детей.
Готовность к школе: первая точка зрения
Предполагается, что ребёнок должен иметь определённые знания и умения, которые пригодятся ему в школе. Чем их больше и они разнообразнее, тем лучше. Направленность на познавательное (интеллектуальное) развитие здесь главное. Заниматься умственным развитием детей необходимо, потому что хорошо развитые внимание, память, мышление и другие познавательные качества, несомненно, пригодятся им не только в учёбе. Но часто родители понимают под хорошим умственным развитием умение, например, читать. И уже на этом основании готовы отдать в школу ребёнка шести, а то и раньше лет.
Пример из практики. Мальчик 6 лет, читающий, считающий до 100. Считая, что их малыш готов к обучению, родители обратились в школу. Но в первый класс школа может принять ребёнка, если ему на 1 сентября исполнится шесть с половиной лет. Готов ли ребенок к обучению раньше этого возраста определяет специальная комиссия. Далеко не всегда она дает «добро» на обучение.
Школьные психологи ежегодно сталкиваются с некоторым количеством хорошо развитых в умственном плане детей, которые становятся трудными учениками. Им неинтересно учиться, они считают, что уже всему научились. Предъявляя высокие требования (так и хочется сказать «к абитуриентам») к будущим первоклассникам, школа никак не изменяет программы в соответствии с уровнем подготовки детей.
Готовность к школе: вторая точка зрения
Сторонники этого подхода считают, что приходящие в школу ребята не обязательно могут иметь какие-то конкретные знания, например, уметь читать. Готовность к школе – это наличие предпосылок учебной деятельности, например,
- умения ориентироваться на правила работы,
- сознательно подчиняться этим правилам,
- умение слушать учителя и выполнять инструкцию,
- работать по образцу.
Важно, чтобы будущий школьник умел контролировать свои действия и понимал, что урок – это не я один работаю, а все мы вместе. Кто скажет, что это не нужно?
С этим пониманием готовности к школе в практику детских садов и различных центров вошли, например, рисуночные или графические диктанты, получившие достаточно большое распространение и заслуживающие отдельного разговора.
Готовность к школе: третья точка зрения
Все стороны личности ребёнка должны быть развиты, как минимум, по возрасту. Но основной показатель готовности к школе – мотивационное развитие. На практическом уровне, уровне школы и детского сада, мотивация к обучению часто трактуется излишне упрощённо. В соответствии с каким-то перечнем вопросов у ребёнка прямо и косвенно спрашивают, а хотел бы он пойти в школу? И часто «прокалываются», особенно на шестилетках. Очень многие дети хотят пойти в школу вовсе не для того, чтобы учиться, а потому что
- не хочется спать днём в детском саду,
- школа – новая и интересная игра,
- такой красивый ранец, книжки и другое.
За первым сентября приходит двадцатое, и от этих мотивов не остается и следа. Потому что в школе кроме внешней привлекательности такие длинные уроки и совсем маленькие переменки и многое другое совсем не интересное.
Конечно, интересоваться позицией ребёнка надо хотя бы для того, чтобы выявить детей, которые вообще не хотят в школу идти. На самом деле здесь имеется в виду внутренняя готовность ребёнка к изменению статуса. Л.И. Божович, отстаивавшая эту точку зрения на готовность к школе, называла такой критерий внутренней позицией школьника. Ребёнок воспринимает школу примерно так: я стану более взрослым, самостоятельным и готов взять на себя труд, чтобы развиваться в этом направлении.
Готовность к школе: общий для всех критерий
Все психологи, так или иначе изучавшие готовность к школе, отмечают ещё один её критерий – произвольность. Произвольность – это сознательное управление своим поведением. Маленькому ребёнку, а семилетку тоже можно так назвать, не под силу сознательное выполнение неинтересного и ненужного ему дела. Но как только дело приобретёт смысл, появится и сознательное управление своим поведением.
Готовность к школе: четвёртая точка зрения
Ещё случай из психологической практики. Бригада психологов получила заказ провели отбор первоклассников в гимназию. Понятное дело отбирались самые-самые с высоким уровнем интеллектуального развития, мотивации, умеющие читать, считать и даже писать. Картина достаточно банальная. К концу учебного года среди первоклассников выделились 3 группы:
- обучающиеся блестяще,
- середнячки,
- проблемные дети
Когда учёные стали выяснять причины такого расклада, то оказалось, что дело в общении. Одни дети не умели общаться со взрослыми. Например, затруднялись объяснить учительнице свои проблемы. Другие испытывали трудности в установлении контактов со сверстниками. Вот так, оказывается, общение может повлиять на обучение.
Таким образом, если разобраться на какой бы подход мы не опирались, выявляя готовность к школе у будущих первоклассников, везде возможны просчёты. Можно ли сформировать готовность к школе и при этом не перегрузить детей? Да можно. Об этом далее.
Комментарии
А вот готовить или нет тоже в растерянности. В садике идет активная подготовка к школе, дома вечерами читаем, но по инициативе дочери, боюсь если пойдем на курсы, то я отобью желание у ребенка учиться, поэтому ходим рисовать песком!