О Марии Монтессори мало кто не слышал. Итальянский врач прошлого века, работала с сиротами и детьми, имеющими отклонения. Однако, это поверхностные знания.
Родителям наших нестандартных ребятишек полезно узнать о методах её работы поподробнее, потому что они очень полезны для любых детей, а особенно для нестандартных.
Сенсорика - основа школы Монтессори
Первое, что активно стимулируется в Монтессори-школах, это сенсорное развитие (ощущения и восприятие). Основу ее дидактической (обучающей) системы составляет развитие чувства осязания. Здесь она основывается на естественном стремлении маленьких детей все щупать.
Например, один из самых первых уроков состоит в том, что ребенок учится распознавать гладкое и шероховатое и различать их. Для этого используются дощечки, на которые наклеена гладкая и шершавая (наждачная) бумага.
Урок Монтессори - осязание
Вот как описывает этот урок Татьяна Львовна Толстая-Сухотина.
Учительница кладет перед ребенком 2 прямоугольника, на которые наклеена гладкая и шероховатая бумага, и, беря в руку 2 пальчика ребенка (указательный и средний), легко проводит ими по гладкой поверхности бумаги. При этом говорит ясно и членораздельно: "Это гладко, гладко". Потом она берет шероховатый прямоугольник и также, проводя по нему пальчиками ребенка, говорит: "Это шероховато". Это первый прием.
Второй прием состоит в том, что она говорит: "Дай мне гладкую дощечку, дай мне шероховатую". Если ребенок понял разницу и выполнил задание, то учительница переходит к третьему приему, который состоит в том, что она берет один из прямоугольников и спрашивает: "Это какой?" Потом берет другой и спрашивает: "А это какой?"
Не забудьте, что речь идет о детях трех и даже двух с половиной лет разного уровня развития. Эти приемы используют в педагогике Марии Монтессори по сей день.
Для развития чувства осязания Монтессори использовала целый набор лоскутков разных тканей, но одинакового размера, с аккуратно обработанными краями: несколько сортов бархата, атласа, фланели, толстых и тонких шерстяных, шелковых, льняных, сатиновых и ситцевых тканей. Игра такая: надо с завязанными глазами угадать, какая материя попалась под руку.
Урок Монтессори - цветоощущение
Аналогичный урок проводится для умения различать цвета. В материале заготовлены плоские деревянные катушки с намотанными на них разноцветными нитками. Педагог берет две из них, самые яркие, например, синюю и красную, и также в 3 приема дает урок цвета.
Для начальных уроков всегда берутся сильно контрастирующие предметы, а потом происходит переход к все более и более тонким различиям. Торопиться не стоит, надо дать ребенку внимательно рассмотреть предметы, взять в руки, ощупать.
Следующий урок о цветах. Педагог берет по две одинаковых катушки, например, две красных, две синих, две желтых. Из этой кучи она выбирает две красных катушки, кладет их рядом и внятно говорит ребенку: "Посмотри, – вот эти 2 катушки одинаковы. Они красные, красные, красные". Тоже самое она делает и с другими катушками. А потом смешивает их, берет катушку красного цвета и говорит: "Найди такую же". Когда ребенок подобрал все три цвета, ему предлагают смешать все катушки и самостоятельно подобрать одинаковые по цвету. Монтессори использовала 8 серий цветов по 8 оттенков каждого цвета, и все в 2 экземплярах, поэтому дети в ее школе умели хорошо различать цвета и их оттенки.
Урок Монтессори - вес, температура
Для развития чувства веса Монтессори применяла дощечки одинакового размера, но разного веса.
Для развития ощущения тепла и холода наливали тазики с водой разной температуры. Дети окунали в нее пальчики и определяли, которая теплее, которая холоднее.
Урок Монтессори - форма
Форму изучают по работе с вкладышами. Сначала надо обвести пальцами саму плоскую фигуру, а потом место, куда ребенок хочет ее поместить. Таким образом, в мускульной памяти остается форма фигуры. Потом упражнение выполняется с закрытыми глазами. Затем эти фигуры обводятся карандашом на бумаге и раскрашиваются. Монтессори считала это упражнение очень важным для формирования понятий о форме. Ребенок обводит два таких разных предмета: сам вкладыш и его место на рамке, а получает одинаковые рисунки. Так формируется представление о форме.
Конечно, это только часть из того, что использует Монтессори-обучение. Всего таких дидактических приспособлений около 40.
Комментарии