Предлагаемая сказка поможет нам учить детей с ЗПР простым формам составления карт памяти(ментальных карт). Сказка хорошо структурирована, поэтому её легко представить в виде схемы.
Сказка "Как Иван чертей перехитрил"
Часть 1
Жил в одной деревне старик со старухой. И было у них трое сыновей. Бедно жили они, с хлеба на квас перебивались.
Померла старуха, а за ней пришел черед и старику. Позвал он перед смертью сыновей и говорит им:
— Не нажил я вам хозяйства, поделю, что имею.
И дал он старшему сыну желтого кота, среднему — жерновки, а младшему, Ивану, — пучок лыка на лапти.
Поделил так свое добро, а сам вскорости и помер.
Вопросы
- Кто жил в деревне?
- Много ли у них было денег?
- Сколько детей было у старика и старухи?
- Что оставил старик в наследство сыновьям?
- Составьте карту памяти (ментальную карту)
Для ментальной карты подберём картинки или нарисуем.
Мы подобрали просто из интернета. Распечатайте и разрежьте. Затем по примеру составьте карту. Не просто приклейте, а в соответствии с текстом обсуждайте и создавайте. Можно так, как сделали мы. Схема поможет ребёнку включить в работу оба полушария мозга.
Разъясните ребёнку значение слов: жерновки, лыко. Расскажите, как жерновки работают, как из лыка лапти плетут.
Часть 2
Пожили братья немного, поели отцов хлеб да и призадумались о заработках.
Взял старший брат желтого кота под мышку и пошёл по свету работу искать.
Долго ли, коротко он шёл, глядь, в дороге и ночь его застала. Зашел он в одну хату, просится переночевать. Ему говорят:
— Ой, милый человек, у нас мышей да крыс полно — от них мы отбиться не можем. А тебя, новичка, они и вовсе заедят.
— Ничего, — говорит прохожий, — может, как-нибудь и переночую.
Забралась хозяинова семья спать на полати, а прохожий улегся на полу с котом.
Проснулись утром хозяева, видят — на полу целая куча мышей и крыс, а возле прохожего сидит какой-то желтый зверёк и потихоньку мурлычет.
А в тех местах у людей не было ещё котов, и ничего о них не знали.
Пристали они к прохожему:
— А браток, а голубок, продай нам своего зверька!
— Нет, — говорит прохожий, — это зверёк не продажный.
Рассказали те люди про чудесного зверька своему царю. Зовет царь к себе прохожего. Переночевал прохожий у царя одну ночь — котик и там целую гору мышей наловил. Царь прямо своим глазам не верит.
— Что хочешь проси, — говорит он прохожему, — а только продай нам своего зверька.
— Осыпь его, царь, серебром, тогда и бери. Что делать царю — пришлось согласиться. Взял хозяин своего котика за передние лапки и поставил на задние.
— Теперь осыпай! — говорит он царю. Царь всё свое серебро высыпал — и осыпал котика.
Взял прохожий серебро и домой воротился. Построил хорошую хату, обзавелся хозяйством, женился и живёт себе на славу.
Вопросы
- Почему старший брат отправился по свету? Чего он хотел?
- Куда он стал проситься ночью?
- О чём предупредили старшего брата хозяева?
- Почему старший брат не испугался?
- Где спала семья хозяина?
- Где спал гость с котом?
- Что утром увидели хозяева и о чём стали гостя просить?
- Кому рассказали хозяева о чудесном зверьке?
- Кто пригласил старшего брата в гости?
- За сколько продал царю котика старший брат?
- Как он применил деньги, вернувшись домой?
Поясните малышу слово ПОЛАТИ.
Часть 3
Средний брат поглядел на него и говорит:
— Пойду и я со своими жерновками по свету. Может, и они мне счастье принесут.
— Взял он жерновки под мышки и пошел.
Долго ли шёл он или коротко, застала его ночь в пути. Видит — стоит на лесной опушке хатка. Зашёл он туда — никого нету. Забрался он на полати со своими жерновками да и уснул.
Ночью явились в хату разбойники, высыпали из карманов на пол кучу денег и стали делиться.
Прохожий тем временем хотел было на другой бок повернуться, да нечаянно толкнул свои жерновки. А те — тарарах! — на пол. Как схватятся разбойники — и ходу! Даже от денег отказались…
Слез прохожий с полатей, забрал деньги и пошёл домой. Ну, понятно, хорошо зажил, как и старший брат.
Вопросы
- Куда пришёл средний брат с жерновками?
- Что он там сделал?
- Чья это оказалась хата?
- Когда вернулись разбойники и что стали делать?
- Как средний брат напугал разбойников так сильно, что они убежали?
- Что средний брат сделал с деньгами?
Часть 4
Посмотрел на них младший брат, Иван, и говорит :
— Пора и мне счастья попытать.
Взял он свое лыко и пошёл по миру. Долго ли шёл или коротко — износились лапти. Сел среди болота на кочку и начал из лыка полоски резать, чтоб новые лапти сплести.
Вопросы
- Какое отцовское наследство взял с собой Иван?
- Какая часть его одежды износилась в долгой дороге?
- Каким образом Иван решил эту часть заменить?
- Где младший брать расположился для работы?
Часть 5
Вдруг выскакивает из болота чёрт. Посмотрел на Ивана и спрашивает:
— Ты что это, Иван, делаешь?
— А разве не видишь? Верёвки вью.
— Зачем?
— Буду вас, чертей, из болота ими таскать да на базаре по копейке продавать. Вот и заработаю денег на хату. Вас ведь здесь хоть пруд пруди.
— Погоди, Иван, не делай ты этого. Что хочешь бери, только не тащи нас из болота.
— Насыпь шапку золота — не буду. Нырнул чёрт в болото за золотом, а Иван выкопал глубокую яму и положил сверху неё свою дырявую шапку.
Вопросы
- Кто из болота выскочил?
- Перескажи разговор чёрта и Ивана.
- Что предложил чёрт, чтобы младший брат их племя не трогал?
Часть 6
Вынес чёрт мешок золота, высыпал его в шапку, а оно и дна не покрыло… Покрутил чёрт головой, вынес ещё мешок. Высыпал — кое-как шапку наполнил.
— Ну, подымай! — говорит он Ивану. — Я тебе помогу, а то сам ты не управишься.
— Ничего, — говорит Иван, — управлюсь. А чёрт не соглашается; подымай шапку при нём! Поднял Иван шапку, а чёрт и увидел, что деньги-то в яме.
— Э-э, нет, — затопал чёрт, — ты меня обманул! Пойду к старшому: как скажет он, так и будет.
Вопросы
- Как Иван попытался обмануть лешего?
Часть 6
Пошел чёрт к своему старшому. Тот выслушал его и послал на расправу с Иваном самого сильного чёрта — Крепыша.
Выскочил Крепыш из болота, говорит Ивану:
— Кто кого одолеет, тому и золото достанется. Посмотрел Иван на Крепыша: “Не очень-то, — думает, — легко тебя одолеть!” Но и виду не подаёт, что испугался. Оглянулся, видит — недалеко под елью медведь лежит.
— Что же, — говорит Иван чёрту, — стоит ли мне самому с тобою бороться? Боюсь, что ты и костей потом не соберёшь. А вон лежит под елкой мой старый дед, поборись-ка сперва с ним: посмотрим, какая в тебе сила.
Подбежал чёрт к медведю.
— Эй, старина, давай поборемся!
Медведь поднялся, схватил чёрта и начал его душить — тот еле живой остался. Бросил бороться, побежал к старшому и рассказал, что даже старый, мол, дед Ивана и тот поборол его.
Посылает тогда старшой чёрт к Ивану своего лучшего бегуна — Летуна.
Выскочил тот из болота, говорит Ивану:
— Давай бежать взапуски: кто кого обгонит, тому и золото.
Огляделся Иван, видит — лежит под кустом заяц.
— Э, — говорит он Летуну, — ты вот сперва обгони моего младшего сынка, а потом и со мной пробуй.
Бросился чёрт к зайцу. А тот испугался да как кинулся по кустам — неведомо куда и делся.
Побегал чёрт туда-сюда, не догнал зайца. Воротился назад к старшому. Обозлился старшой, посылает к Ивану третьего чёрта — Свистуна.
Выскочил Свистун из болота и говорит Ивану:
— Кто кого пересвистит, тому и деньги.
— Ладно, — говорит Иван, — свисти! Свистнул чёрт, да так крепко, что аж болото затряслось, лес осыпался…
Подошел черед свистеть Ивану. Он подумал и говорит :
— Вот что. Свистун: завяжи-ка ты лучше себе глаза, а то я как свистну, они у тебя на лоб повылазят.
Испугался черт, завязал глаза платком.
— Свисти! — говорит.
А Иван поднял долбёшку да как свистнул чёрта по лбу, — тот так и присел.
— Постой, — говорит Иван, — это я потихоньку ещё свистнул… Дай-ка ещё разок посильней свистну.
— Ой, нет! — завопил черт. — Хватит с меня и этого. Бери своё золото, только больше не свисти.
Вопросы
- Какое первое соревнование предложили лешие?
- Стал Иван бороться с Крепышом?
- С кем он предложил побороться чёрту сперва?
- Какое было второе соревнование?
- Кто вместо Ивана побежал?
- Кто победил в беге и почему?
- Какое третье соревнование предложили лешие?
- Как Иван обманул Свистуна, что он сделал вместо свиста?
Забрал Иван золото и домой воротился.
Читаем сказку полностью и предлагаем ребёнку с ЗПР пересказать её, выкладывая последовательно опорные картинки. Пример ниже
1. Картинки к путешествию старшего брата. разрежьте их по отдельности и продолжайте выкладывать последовательность действий в карте памяти, сопровождая цепочку пересказом текста.