Движение и развитие связывали долгое время только древние греки. Это они представляли себе идеалом некие отношения между телом и сознанием.
- Кинезиология - это
- Телесная терапия
- Образовательная кинезиология
- Чтение и движение
- К чтению с младенчества?
- Движение и развитие
- Движение и школьный стресс
- Грудничковое плавание
От древних греков пришла гимнастика для мозга. После них на связь между головой и телом мало кто обращал внимание.
Так продолжалось до конца XIX века, когда выяснилось, что в коре головного мозга есть моторные зоны, отвечающие за движения человека. То, что кора головного мозга отвечает не только за нашу высокоинтеллектуальную, духовную деятельность, но еще и за движения тела, стало тяжелейшим потрясением для психофизиологов и нейропсихологов и вызвало бурный протест. Ученые были уверены в том, что главное в человеке – его мысли, а тело – это такая чепуха, абсолютно неважная.
Кинезиология - это
Выявление моторных зон коры начало менять представления о человеке. Стало понятно, что он не просто думает, а думает, чтобы действовать, двигаться, добиваться результата.
В результате в настоящее время появилась целая система для восстановления взаимосвязи движения и развития – кинезиология. Самые известные её практические направления:
- телесная терапия, где, начиная с начала 20 века, активно пытались соединить голову и тело;
- образовательная кинезиология.
Считается, что образовательная кинезиология - западное достижение. Справедливости ради надо сказать, что отечественная науки не менее эффективно работала в этом направлении. Больше всего известны работы Николая Ивановича Озерецкого - автора теста моторной одарённости, широко применяемого в определении готовности к школе.
Телесная терапия
В рамках телесной терапии, когда стало понятно, что моторика, движение также важна как и мыслительный процесс, начали заниматься гимнастикой для ума, оздоравливающим массажем и специальными упражнениями, расслабляющими тело человека.
Выяснилось, что тело человека хранит очень много памяти о том, что происходило с ним. Например, человека просят принять неудобную позу или дают почувствовать боль в теле, и он вдруг вспоминает, что с ним когда-то было: тело начинает выпускать опыт, связанный с этой позой, этой болью. Человек освобождается от груза подавленных движений и эмоций.
Образовательная кинезиология
Образовательная кинезиология родилась из того, что некоторые дети испытывают проблемы с чтением – дизлексию. Школа очень пристально следит за развитием навыка чтения, и родителей этим нагружает по полной программе, потому что не будешь читать – не сможешь учиться.
Чтение – это единственный способ передачи информации в человеческой культуре. Другого способа пока не изобрели. Ребёнок плохо читает, и все говорят, что он должен читать каждый день. Он должен тренировать чтение. Ну что, если не хочет. Родители должны принуждать его тренировать чтение, пока не натренируется. У некоторых детей получается: потренировали – зачитал.
Но какой-то части детей улучшить чтение не удаётся ни при каких тренировках. Чем больше они читают, тем
- хуже читают,
- перестают понимать, что читают,
- читают по-прежнему медленно,
- у них всё время не получается.
Чтение и движение
Пол Деннисон, будучи психологом и занимаясь проблемами обучения, решил посмотреть немного с другой стороны: что связано у человека с чтением? Такой простой вопрос: что мы должны делать при чтении?
- Что мы практически делаем, когда читаем? Обычно говорят: распознаём знаки.
- А что мы делаем, чтобы распознать знаки? Считываем информацию глазами, то есть двигаем глазами.
Для чтения мы не просто должны уметь двигать глазами, а делать это определённым способом: по горизонтали, отслеживая знак за знаком. Мы должны вести взгляд слева направо (в европейской культуре) и последовательно считывать знаки.
Кстати, речь тоже построена таким же образом: последовательное, с небольшими промежутками, предъявление слова за словом. И когда мы слышим речь, то дешифруем её последовательно точно так же по горизонтали. Можно схватить общий смысл (другой механизм). Но ребёнку приходится сканировать, т.е проглядывать элементы, чтобы понять точно, о чём речь. Фокусироваться на каждом элементе.
К чтению с младенчества?
Наблюдая деток, когда они развиваются с младенческого возраста и до школы, Деннисон заметил, что очень многие вещи, которые потом понадобятся при чтении, осваиваются на телесном уровне в обыкновенном движении ребёнка. Как ребёнок сканирует окружающее, когда он ещё не читает?
- Раскладывает свои игрушки и наблюдает, что он куда кладёт.
- Проглядывает комнату, в которой находится, и последовательно считывает: вот картинка, вот шкаф, вот окно, вот мама и т. д.
Если глаза не научились сканировать в реальности мира, то на бумаге они этого не смогут. Текст будет распадаться.
И ещё одна вещь. Книжка – двухмерная плоскость. Для того, чтобы в ней ориентироваться, надо освоить на уровне тела: верх-низ, лево-право, серединная линия. Нельзя читать кусочек отсюда, кусочек с другой страницы. Система координат должна быть освоена на уровне тела.
Движение и развитие
Начальное освоение правого-левого происходит уже при грудном вскармливании. Ребёнок лежит под грудью матери на одном боку, и тяжесть тела в одном месте. Его переложили к другой груди, тяжесть тела сместилась. Малыш начинает различать «правое и левое» на телесном уровне. Даже если мать кормит ребёнка из бутылочки, его надо перекладывать также.
Затем он начинает переворачиваться, ползать, ходить. В движении вес переносится многократно. Ощущение разных сторон закрепляется. Появляется так называемая контрлатеральность: я соединяю левую и правую стороны. Первый раз это соединяется в ползании. Это ранний младенческий возраст.
Когда дитя ползает, тогда оно активно развивается. Если эта фаза по какой-то причине была пропущена, то есть
- ребёнок не работал в двухмерном пространстве пола или ковра,
- не научился последовательно распределять внимание между объектами (своими игрушками),
- не освоил систему координат на телесном уровне,
в тот момент, когда он берёт книгу, он не понимает, что должен делать. У ученика полная растерянность.
Значит, читать нужно учить с младенчества?
Читать не нужно учить с младенчества. С младенчества надо учить раскладывать фигурки, строить пирамидки, разглядывать предметы и картинки, учить фокусироваться на чём-нибудь и видеть периферию, различать фигуру и фон, давать ползать, то есть на телесном уровне дать ребёнку возможность освоить то, что потом будет основой для научного мышления.
Вопрос. Значит ли это, что между дефицитом ползания ребёнка и проблемами чтения в последующем есть прямая корреляция?
Ответ. К сожалению, да.
Вопрос. Если ребёнок не доползал, то у него обязательно будут проблемы?
Ответ. Нет, необязательно.
Можно решить проблему за счёт каких-то более сложных компенсаторных механизмов, чрезмерной произвольности в более позднем возрасте, затратив очень много энергии, но это более сложный и тяжёлый путь. Некоторые люди его проходят.
Но если вы хотите облегчить жизнь ребёнку, то
- хорошо бы ему ползать достаточное количество времени;
- выбросите в мусоропровод ходунки и прыгунки.
Потому что, поставив ребёнка в ходунки или прыгунки, мы лишили его возможности обучения. Естественного обучения.
Но любой живой организм, ребёнок в том числе, необычайно жизнеспособен. У него огромные ресурсы. Дети пролезают в разные щели, чтобы научиться тому, чему им заповедано научиться силой жизни. Это действительно так.
Не всегда ребёнок, не успевший наползаться, будет неуспешен в 1 классе. Но это скажется ещё в чем-нибудь. К примеру, пойдут сложности с математикой.
Иногда такой ребёнок хорошо читает (научился другим способом). Есть другие способы читать – природа не терпит пустоты.
- Если ты не можешь считывать последовательно слова, то научишься видеть целый текст, а потом из него вытаскивать как-нибудь детали. Это хорошо знают учителя начальных классов: Ваня, ты опять не читаешь; Ваня, ты опять вспоминаешь, было ли там это.
- Можно включить память, запечатление целого образа (глобальное чтение) для того, чтобы хоть как-то прорваться.
Чего не будет? Не будет только вот этого простого лёгкого свободного чтения.
А если ребёнок не так одарён, чтобы освоить массу компенсаторных дополнительных способов, то будет тормозить по полной программе.
Например, в математике он будет с удивлением смотреть на стереометрические картинки, геометрия и стереометрия для него не очень понятны. Ему говорят:
- - Это же система координат, что тут понимать: линия вертикальная пересекает горизонтальную.
- Откладываем здесь, откладываем здесь – в чем проблема?
- Не понимаю, не могу понять, что-то во мне тормозит, - говорит ребёнок.
Что делают родители в это время? Они орут: это может понять любой идиот.
Неправда. Это может понять не любой идиот, а только человек, который знает, что у него есть середина тела и правая и левая часть тела.
Словом, неправильная, компенсаторная схема, с помощью которой мозг руководит этой деятельностью, доставляет школьнику много хлопот и неприятностей.
Движение и школьный стресс
Кроме неправильной нервной схемы у человека во многих видах деятельности огромный кусок занимает стресс по поводу этой деятельности. И он сидит в теле. То есть у тебя не получилось раз-второй. В это время тебе было плохо, неприятно. Стрессовый компонент остался. Закрепился в мышцах.
У школьника это вообще очевидно. Школьник, который ничего не понимал в математике, еле-еле кончил школу, пошёл в гуманитарный вуз, закончил успешно. У психолога бывают такие мамы и папы, рассказывающие, что их ребёнок несчастный, потому что они не понимали ничего в математике. Наследственность.
Предложение: возьмите сейчас учебник 9 класса по математике и почитайте. Начинают читать: всё понятно. Почему понимаю? А снялся школьный стресс. Тебе это отвечать не надо. Тебя никто не контролирует.
Но у некоторых людей стресс остается такой, что они и во взрослом состоянии не смогут понять ничего. Это неспособность к математике? Ничего подобного. Это страх пережить неприятные эмоции. Он блокирует деятельность. И сидит это в теле.
Голова и тело, движение и развитие связаны и влияют друг на друга с младенчества. Счастье человека в том, что мозг способен к переобучению. В любом возрасте. Но это требует очень много времени и сил.
Нейропсихологи учат взрослых людей на занятиях по кинезиологии: ползать, двигать глазами, пользоваться артикуляцией по-настоящему и разжимать мышцы лица. Учат взрослых людей, что уши – это не дырки, в которые попадает звук, а огромная мышечная система, которая тоже может зажиматься. Обращение к мышечной системе, обслуживающей уши, очень полезно для любого человека, чтобы понимать, запоминать и слышать.
Человек возвращается к прямому контакту с телом, когда он что-то делает. И потихоньку он переобучается, начинает делать более эффективно и успешно. Не лучше ли не создавать проблем движению и развитию сразу?
Грудничковое плавание
Хорошей профилактикой изложенных выше проблем может быть грудничковое плавание. Отличный вариант физического воспитания детей. Малыш привыкает к водной среде в утробе матери, поэтому плавание ему физиологически близко.
Польза процедуры плавания в грудном возрасте
- укрепление мышц,
- увеличивается объём лёгких,
- укрепляет иммунитет и, как следствие, снижает заболеваемость.
Сперва можно плавать в домашней ванне, со временем перейти в бассейн. Но прежде, чем начинать практику грудничкового плавания, стоит подробно ознакомиться с его методикой, дабы не нанести вред ребёнку, чтобы он не стал бояться воды. страховка:
- пригласить не пару занятий тренера, чтобы научиться методике,
- использовать надувной круг, надеваемый на шейку малыша.
Хорошо, если малыш полюбит воду и купание.
Комментарии