Психологическое воздействие дельфинотерапии на особого ребёнка важно не менее, чем физиологическое. Данная терапия как метод может быть отнесена к натуропсихотерапии.
Здесь отрабатываются 2 аспекта:
1. общение,
2. коррекция эмоций.
Общение с дельфинами
Общение с дельфинами – мощное психотерапевтическое и психокоррекционное средство. Особые дети часто изолированы от сверстников, ограничены ближайшим окружением из немногочисленных родственников. У них много страхов и затруднений в общении.
А дельфины дружелюбны, веселы, проявляют интерес к ребёнку. Взглянув на дельфина, Алёнка сказала: «Улыбается». Ведь и в самом деле у дельфина такой вид как будто он улыбается и даже смеётся.
Дельфинотерапевты предполагают: если особый ребёнок научится устанавливать дружеский контакт с дельфином, то этот опыт поможет ему и в человеческом социуме.
Коррекция эмоций
Особенно важно формирование позитивного эмоционального настроя особого ребёнка на занятиях с дельфинами.
Светлана продолжает:
Положительные эмоции от общения с дельфинами формируются у всех детей, я думаю. Только у кого-то раньше, у кого-то позже. Наверно это зависит от проблемы особого ребёнка. Наша «напарница» с ДЦП вышла из состояния прострации и стала активно реагировать на дельфина и радоваться раньше, чем Алёнка.
Дети с аутизмом очень замкнуты и с множеством страхов, поэтому положительные эмоции у них появляются позже. Тактильный контакт у аутистов затруднён. Например, Алёнке стоило большого труда просто погладить дельфина. Она долго «скребла» ладошку после этого, хотя тренер уверял её, что все дельфины вымытые и чистые.
Игра в паре с дельфином для ребёнка-аутиста полезна. Перенести внимание на кого-то ещё – значит «выдернуть» аутиста из патологической фиксированности только на себе, буквально заставить интересоваться окружающим миром.
Мне кажется, и сами дельфины стремятся к общению с людьми. Кроме взрослых дельфинов, работающих с детишками, в бассейн иногда выпускали дельфинёнка – малышку Аврору. Вот у неё это стремление мы наблюдали в чистом виде. Ребёнок он везде ребёнок, хоть в человеческом, хоть в животном мире.
Мы планировали 10 занятий с дельфинами, но, к сожалению, прошли только 9. Курс дельфинотерапии для ребят включает 3 этапа.
- Подготовительный, когда идёт знакомство специалистов с индивидуальными особенностями особого ребёнка, подбор приемов коррекционной работы.
- Основной – собственно коррекционная работа. Для детей это игра. Подбор игр зависит от проблем особого ребёнка. В дельфинотерапии чаще всего принимают участие черноморские афалины, про которых говорят – «вечные дети». Поэтому дети и дельфины играют друг с другом охотно. Тренер наблюдает, а при необходимости участвует в игре. В игре особый ребёнок выполняет ряд физических упражнений. Эффект особенно заметен на детях с ДЦП. Мне пришлось наблюдать, как «лежачий» малыш сел после пятого курса дельфинотерапии. Многие дети научаются уверенно держаться на воде.
- Заключительный, когда сравниваются результаты до дельфинотерапии и после неё.
Игры с дельфинами – это стимул для формирования открытости, развития психомоторики. Что несомненно, так это то, что особый ребёнок расширяет пределы своего мира и получает новый опыт, окрашенный огромным положительным зарядом.
Дельфинотерапия: советы мамы
Я спросила Светлану, что может она посоветовать тем, кто собрался на дельфинотерапию. Вот её советы.
1. Ребёнка к дельфинотерапии нужно готовить, потому что дети могут испугаться большого животного. Мы не делали этого, просто никто не подсказал. Конечно, мы говорили Алёнке, что летом она поедет на море к дельфинам, смотрели видео дельфиньих представлений. Учительница подарила ей мозаику, где из мелких кнопочек нужно было собрать дельфина. Нужно рассказать ребёнку, что дельфин большой, но бояться его не надо, потому что он добрый и будет с малышом играть.
2. Ребёнок будет учиться плавать. Иногда дети боятся большого количества воды, боятся утонуть. Поэтому ребёнку надо объяснить, что ему наденут специальный жилетик или поплавки на руки, которые не дадут утонуть. А еще ему будет помогать тренер. Хорошо, если ребёнок любит воду и не боится, когда она плещет в лицо.
3. Обычно советуют пройти хотя бы два курса дельфинотерапии. Я бы советовала начинать летом, когда тепло. Конечно, на ребёнка надевают гидрокостюм, но польза от него будет, если он ребёнку по размеру. Если гидрокостюм велик, вода будет затекать под него, ребёнок будет мёрзнуть и может заболеть. После сеанса дельфинотерапии надо обязательно принимать душ, промывать волосы. Носите с собой свой фен, чтобы не ждать, пока общий освободится.
4. Ну и обязательно надо предостеречь ребёнка, чтобы он не трогал глазки и ушки дельфина, не лез ему в рот, не дотрагивался до зубов, потому что дельфин этого не любит, обидится и уплывёт.
Важно продолжать коррекционные занятия и после курса дельфинотерапии. Многочисленные исследования в разных странах показывают, что дельфинотерапия создаёт условия для более эффективного познавательного, эмоционального и социального продвижения особого ребёнка.
Комментарии
О дельфинотерапии я слышала неоднократно, думаю, что это очень действенное лечение! Твит и все остальное!