Мы с Вами, уважаемый читатель, счастливые люди потому, что имеем возможность общаться с помощью речи. Но есть множество людей, которые потеряли речь или не имели ее изначально при сохранном слухе и нормальном интеллекте.
Часто они ограничены в движении. Это взрослые и дети-инвалиды - особые дети. Попадая в такую ситуацию, человек чувствует себя одиноким и ненужным. Все общение с ним ограничивается элементарным бытовым уходом. Как помочь особым детям? Поможет язык символов Блисс.
Дети с ограниченными возможностями стремятся к самореализации. У них есть силы и желание активно включиться в социальную жизнь. Именно общение помогает им раскрыться, поверить в себя, осознать и почувствовать вкус жизни.
Альтернативная коммуникация - блиссимволика
Для общения с людьми без речи и их реабилитации в 37 странах мира используется язык символов Блисс или блиссимволика. Он носит имя своего автора Чарльза Блисса. На сегодня блиссимволика - это самый развитый язык символов. На нем пишут книги и стихи. На нем построено обучение безречевых детей-инвалидов - особых детей.
Чарльз Блисс придумал его вовсе не для особых детей. Пережив немецкие концлагеря, он считал, что все беды в этом мире от непонимания. Разные языки способствуют этому непониманию. Значит надо придумать язык, понятный всем. Так появилось символическое письмо (блиссимволика). Уже гораздо позже канадские дефектологи стали использовать его в реабилитации особых детей. Метод оказался очень эффективным.
Символы языка Блисс
Символическое письмо (язык символов Блисс) представляет собой рисунки в сочетании с поясняющими словами. Рисунок похож на детский, поэтому его понимание на самом деле не вызывает трудностей. Примеры символов ниже.
Символ языка Блисс "дождь идет"
Символ языка Блисс "кот"
Символ языка Блисс "богатый"
Схема работы с коммуникативными картами
Для удобства общения и реабилитации придуманы коммуникативные карты. Схема работы с ними такова.
- Сначала с символами надо познакомиться, запомнить их.
- Затем они помещаются на коммуникативную карту. Она пополняется по мере увеличения словаря.
- Рисунки-символы для удобства объединены в группы: посуда, одежда, еда и т.д.
- Части речи выделены цветом: предметы – желтым, действия – красным, качества – зеленым.
На голову особому ребенку или взрослому надевают ободок, к которому прикрепляют лазерную указку. Ею ограниченный в движении и речи взрослый или ребенок может показать серию необходимых ему символов.
Для обучения и общения блиссимволику особые дети используют в нашей стране недавно, но эффективно. Известен случай, когда с помощью блиссимволики мама и дефектолог сумели доказать медико-педагогической комиссии, что неговорящая девочка с ДЦП умеет читать.
Дефектолог Беляевская Н.Д. описывает случай, когда юноша с тяжелой формой ДЦП вел с нею достаточно долгие беседы не только на бытовые, но и отвлеченные, нравственные темы, обсуждал фильмы. Он впервые в жизни смог говорить о своих чувствах и был счастлив. Силу человеческого участия, общение переоценить невозможно.
Если среди ваших знакомых есть особые дети, расскажите их родителям о такой форме альтернативной и дополнительной коммуникации как язык символов Блисс, блиссимволика. Дополнительная информация на сайте БлиссИнфо.ру.
Разработка расширений Joomla
Комментарии