Второй этап – собственно рисование, создание художественного образа. Рисование штрихом стоит начинать, когда штрих освоен и рука с карандашом или ручкой уверенно двигается по плоскости листа при выполнении упражнений.
Как рисовать штрихом?
Основа образов
Объясните ребенку: "Начинай рисование штрихом с маленького пятна. Вокруг пятна оставь небольшой просвет и двигай штрих по кругу. Затем изобрази второй ряд штрихов, за ним - третий, четвертый. И так ряд за рядом, пока не получится шар нужной тебе величины. Под ним нарисуй еще один шар меньше размером.
Что получилось? Пока сказать трудно. Но это основа всех будущих образов.
Теперь проведи два длинных штриха от маленького нижнего шара вниз. На другом конце этих штрихов - коротенькие штришки (пальчики). Три вперед и один назад. А теперь нарисуй клюв и маленький хвостик.
Как сделать, чтобы персонаж был как живой? Каждому герою надо найти интересное занятие, вот тогда они оживут, и тебе будет с ними интересно.
Когда ты рисуешь тот или иной персонаж, представь себе, что зайчонка послали за морковкой, медвежонка за цветами, волчонок беседует с бабочкой, а собачка помогает собирать яблоки".
Рисуем с особыми детьми
Если у вас особые дети, то работаем немного по-другому. Рисование штрихом им довольно сложно.
1. Для начала необходимо поговорить о расположении рисунка на листе. Где расположить рисунок?
2. Взрослому самому надо рисовать штрихом образец – два пушистых шара, а затем вырезать его.
3. Затем располагаем его в разных частях листа. Особые дети с интеллектуальными проблемами часто не видят границы листа. Для них на листе бумаги рисуем рамку, за которую «выходить» нельзя.
4. Выясняем, (а если ребенок знает, уточняем) где верх-низ, правая-левая стороны, середина листа.
Особые дети лучше воспринимают обучение ориентировке, если рисунок висит на стене или на мольберте.
5. В этом случае эти дети достаточно быстро запоминают, например, верх-низ. А вот середину можно искать, несколькими способами соединяя противоположные углы листа: с помощью линейки рисуем соединяющие линии. Там, где они пересекаются, и есть середина.
Вместо линейки можно использовать нитки. В месте их пересечения ставим точку – это середина листа. Можно еще сворачивать лист. Словом, выбирайте то, что понятнее ребенку. Я в этом случае предпочитаю нитки.
Объясните детям, что рисунок надо рисовать чуть выше середины. Так его лучше всего видно.
6. Рассмотрите с ребёнком образец: на что он похож. Чаще всего особые дети (и не только они) видят цыплёнка. Если ребёнок не видит ничего, то взрослый предлагает: "Давай нарисуем цыпленка. Где у него голова? Где туловище? Чего не хватает? Что еще надо нарисовать? Что будет делать цыпленок?"
Помещаем образец на лист и располагаем его в зависимости от того, что цыплёнок будет делать. Образец можно приклеить и дорисовать в нем детали как указано выше.
Рисование штрихом особым детям можно облегчить. Можно нарисовать контур (обвести контурной линией образец).
Комментарии