Успешное обучение в современной школе значительно затруднено без умения сравнивать. Ведь информацию надо как-то упорядочивать, чтобы обеспечивалась возможность ею когда-нибудь воспользоваться. Существует много путей развития мышления (ума). Обучение сравнению – один из важнейших, потому что представляет основу любого понимания и мышления.
Как умение сравнивать влияет на успешность обучения?
Пример. Психолог Ипполитов Ф. В. провёл эксперимент. Одной группе школьников задали выучить про географические зоны. Другой группе было задано провести сравнение этих зон. При этом учить материал не требовалось.
Результат. На следующий день выяснилось, что ученики второй группы запомнили информацию значительно лучше, хотя задача заучивания не стояла.
Сравнение и память
Представим образно, будто в мозге есть некие ячейки. Они похожи на квадратики (клеточки), где информация хранится в уголках. Четыре уголка – четыре единицы информации, лежащие сами по себе и никакого отношения друг к другу не имеющие.
А теперь представим, что эти единицы информации сравнили, то есть установили между ними какие-то связи. Углы квадрата можно соединить шестью линиями – «мостиками» (так обозначим связи): по сторонам квадрата и его диагоналям. Во сколько раз увеличилось качество запоминания?
Дальше. Каждый урок ученик узнаёт что-то новое, которое способно отложиться в память двумя способами:
- само по себе где-нибудь или
- среди ранее заученных знаний (если его с ними сравнивают).
Стоит ли спрашивать, в каком случае это новое будет легче припоминаться?
Сравнение и повторение
Чтобы активизировать второй вариант запоминания, материал надо время от времени повторять. Сравнение нового с уже усвоенным знанием – не просто повторение. Именно для облегчения встраивания нового в уже существующую систему знаний предназначено повторение, а вовсе не для освежения забытого. Это стоит объяснить школьникам, чтобы повторению уделялось адекватное внимание. Информация «ворошится», возникают новые связи. Сравнение старого и нового упрочивает и то, и другое.
Как научить сравнению?
Во-первых, научить выделять признаки для сравнения. Признаков у предметов множество. Из них надо мысленно выбрать главные - значимые, по которым будет сравнение. Сперва сравнение идёт по наиболее очевидным признакам, каковы есть цвет, величина, качество (сладкое – несладкое, съедобное – несъедобное).
Во-вторых, научившись сравнению, ребёнок будет находить всё менее очевидные, но более важные признаки похожести.
В-третьих. Маленькие дети первоначально проводят сравнение по различию: «мягкое – не мягкое», «кислое – не кислое». То есть обладает предмет признаком или нет. Потом поиск противоположности: «мягкий - твёрдый». С опытом преодолевается односторонний характер сравнения. Ребёнок учится одновременно сравнивать объекты и по различию, и по сходству. Школьник способен решать задачи типа «бумага и уголь – горят». Ученик начальной школы не знает причины горения материалов, но вывод делает правильный.
Чем важно одновременное сравнение для школьника? Поняв что-то, он будет легко применять полученные способы работы к разным по содержанию, но сходным по существу задачам. Поясню на примере.
Дана задача. Мама дала сыну 2 конфеты и дочке 2 конфеты. Вопрос. Сколько конфет было у мамы?
Если ребёнок не освоил умственную операцию сравнения, замена конфет на яблоки или плюшки сделает задачу неузнаваемой. Школьник будет решать её как новую. Ежедневное решение новых задач (не только арифметических) требует больших энергетических затрат. Утрачивается предсказуемость школьной жизни.
В-четвёртых, у школьников развивается не только умение находить сходство и различия, но и устанавливать их причину. То есть отвечать на вопросы.
- Почему одно сходно, а другое различно?
- Как возникают эти различия?
- Какой вывод на основе сходства и различия можно сделать?
Это уже методы исследования. Школьник, доросший до четвёртого уровня, уже не бросит нерешённую задачку, потому что она сразу не получилась. Он будет докапываться до причины неудачи.
Таким образом, сравнение приносит большую пользу обучающимся в школе детям любой возрастной категории. Чем глубже ученик проводит сравнение, тем он умнее, и тем больше у него шансов на успех. Но сама по себе мыслительная операция сравнения не возникнет или будет на очень низком уровне. Здесь потребуется специальная работа. О ней далее.
Комментарии