Школа на пороге. Каким образом быстро активизировать желание заниматься. Проще всего заняться математикой. Детям нравится чёткость и красота математических действий.
У родителей и воспитателей популярны примеры по математике для дошкольников. Дети устали от летнего безделья и с удовольствием решают примеры, придумывают задачки, с удовольствием выполняют поисковые задания. Поставим задачу-минимум.
К школе полезно
- научиться выполнять инструкцию;
- усвоить количественный и порядковый счёт;
- уметь сравнивать числа, понимать БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ;
- научиться придумывать задачи;
- решать примеры в пределах десятка.
Вспомним цифры
Предложите ребёнку обвести круглый предмет на картоне так, чтобы получилось десять кружков. Пусть вырежет их.
Напишите в каждом цифры от 0 до 9. Сделайте это сами, потому что не все дети знают цифры, часто пишут их зеркально. Сложите в коробочку, чтобы не потерялись. Добавьте к цифрам знаки: плюс, минус, равно, больше (меньше). Этот набор вам пригодится.
Учимся выполнять инструкцию
Возможно, придётся объяснить: рисовать можно в ряд (строчку) или в столбик. Наши задания рассчитаны на рисование предметов в ряд. Работайте в тетрадке в крупную клетку. Поначалу это удобнее.
Варианты заданий
- Нарисуй в ряд:
три груши и два яблока;
четыре вишни: первая и последняя из них с листочками;
шесть листочков: три красных, остальные жёлтые;
восемь цветочков: второй, четвёртый и седьмой – синие, остальные – жёлтые;
семь кружков, разных по размеру; раскрась самый большой в синий цвет;
шесть мячиков, чередуя большой и маленький.
- Обведи девять клеток. Раскрась их так, чтобы было по три одинаковых.
- Нарисуй в уголках листа восемь грибов, чтобы в каждом уголке было поровну.
- Нарисуй число (называете любое число) кружками (квадратами, треугольниками, цветочками, домиками, флажками, яблоками, наклонными палочками и прочее). Подбери к нарисованному количеству предметов соответствующую цифру.
- Найди цифру 7 (или любую другую). Нарисуй такое же количество предметов. Например, ребёнок нарисовал семь кружков. Спросите: «А если я нарисую вместо кружков столько же груш, это будет правильно?»
Порядковый счёт
Количественный счёт (ответ на вопрос "сколько") ребята обычно усваивают между делом и закрепляют на занятиях по математике в детском саду. С порядковым (ответ на вопрос "который по счёту") дело обстоит сложнее. Обычно ему внимания уделяют мало или совсем не уделяют.
Нам поможет познакомиться с порядковым счётом стихотворение Ирины Гуриной, которое так и называется
ПОРЯДКОВЫЙ СЧЁТ
На поляне у реки
Жили-были мотыльки.
Братья разноцветные
Как фантики конфетные.
Первый - красный, как рябина, Словно капелька рубина. |
А второй - небесно-синий В белых брызгах, будто иней. |
Третий - жёлтый, как лимон, Светом солнца окрылён. |
А четвёртый - белоснежный, Лепесток ромашки нежный. |
Пятый - рыжий, как лиса, Полосатый, как оса. |
В синих точках брат шестой, Бело-красно-золотой. |
А седьмой - совсем лиловый, Лишь с полоской бирюзовой. |
Брат восьмой - чуть-чуть зелёный, Словно океан солёный. |
А девятый - красный в точках, Белых ромбах и кружочках. |
Пёстрый весь, как конфетти, Брат десятый, к нам лети! |
||
Вы можете распечатать картинки наши и выкладывать их по порядку, а можете нарисовать с ребёнком собственные. Возможно, это будет даже лучше. Закрепляя порядковый счёт, расставляйте по порядку любые предметы, например, игрушки. Который по порядку слоник, лисичка...
Сравнение множеств
Не все дети самостоятельно доходят до умения сравнивать числа. Проверьте своего будущего школьника.
Тест
Счётные палочки цветов А и В положите на столе двумя группами по 5 штук. В одной группе палочки должны лежать близко друг к другу, в другой – на небольшом расстоянии. Спросите у ребёнка, каких палочек больше. Если он покажет группу палочек, лежащих на расстоянии, знайте – сравнивать множества он не умеет. Это для будущего школьника плохо. Если скажет правильно, попросите рассказать, а как догадался. Я обычно говорю детям: докажи.
Учимся сравнивать
Можно показать приём выкладывания парами.
Те же палочки двух цветов, пуговицы и прочее выкладываем друг под другом. Тогда ребёнок чётко видит соответствие: чего больше (меньше) и на сколько. Легко сообразить, как сделать поровну.
Предметы надо выкладывать четко друг под другом. Позже от выкладывания переходим к рисованию. Если не получилось нарисовать чёткими парами, пары надо создать, соединяя линиями нарисованные предметы
Придумывание задач
Обычно ребята, посещавшие детский сад, имеют представление о структуре задачи. Но видят сходство (похожесть) задач не все из них. Важно это вот почему. В школе на уроке ученики решают типовые задачи. Домой учитель задаёт похожую. Ребёнок, умеющий сравнивать, рассуждает: «Ага, мы такую задачку в школе решали. Только там было так и так, а здесь эдак». Задачка решается как знакомая. В противном случае она воспринимается как новая. Какую задачку проще решить: известную или новую?
Пример придумывания задачи
У нас есть выражение
3 + 4 = ?
Придумай по нему задачку. Можете дать образец, если не уверены, что чадо понимает, чего вы от него хотите.
Образец.
Условие. Мама дала 3 конфеты дочке и 4 конфеты сыну.
Вопрос. Сколько конфет было у мамы?
А теперь по этому же выражению ребёнок придумывает свою задачку. Меняйте только конфеты на игрушки, тарелки, печенье, зайцев, ёлки ….
Единственное запрещённое действие: нельзя складывать лампочки с апельсинами.
Надоело сложение, переходите к вычитанию. Маму с детьми на что-нибудь другое замените для разнообразия.
Решение примеров
Большинство детей любят играть такую школу. Усаживаем расшалившихся ребят и даём тетрадный листок в клетку со столбиком примеров. Пишем цифры крупно, высотой в две клетки. Детям остаётся только ответ написать. Понаблюдайте, каким способом выполняется задание. Решение на пальцах допустимо. Со временем ребёнок от него откажется.
Варианты предъявления примеров
- К заданному числу прибавлять все числа до 10 по порядку (первый ряд).
- Меняем слагаемые местами (второй ряд)
- Примеры из первого ряда предъявляем вразнобой (ряды 3-5).
- Чередуем примеры на сложение и примеры на вычитание. Часто дети, решая примеры на сложение, следующий пример на вычитание тоже решают, как на сложение. Это называется стереотипность внимания. Избавиться от неё многим ребятам сложно. Чередование примеров помогает преодолевать стереотипность внимания.
Сперва математические действия с двойкой, потом с тройкой и так далее.
А потом пишем нашему ученику любые примеры в пределах первого десятка, двух десятков. Покажите приём присчитывания (отсчитывания) по одному. Так легче перейти через десяток.
Сайт Нестандартные дети желает успехов в школе.
Комментарии
А у нас это такая игра в школу. Побегать - это тоже важно. Но одно другому не помеха.