Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Рис. 1. Сравнение парных картинок  Сравнить (сравнение) – это значит мысленно выделить у двух или более предметов (явлений) признаки сходства и различия. Уметь сравнивать полезно как для развития культурной памяти, так и для мышления детей.

Обучение сравнению полезно начинать как можно раньше. Для начала научим детей находить в группе предметов одинаковые (сравнение по сходству).

Игры на сравнение

1.  Игра "Найди такую же игрушку"

Если ребёнок маленький (например, 3,5 года), берите игрушки. Для детей постарше используют изображения предметов. Здесь требование такое: картинки должны быть четкими и понятными.

Ход игры. Расставьте в ряд несколько игрушек, начиная с трёх. Чем старше ребёнок, тем игрушек будет больше. Предложите малышу показать в этом ряду одинаковые игрушки. Пусть объяснит, почему они одинаковые.

Детям постарше можно дать картинки. Задание: "Покажи (обведи) одинаковые изображения"

сравнение2а

2.  Игра "Волшебный мешочек" – сравнение на ощупь

Цель игры не изменяется. Только поиск одинаковых игрушек идёт на ощупь. В мешочек (желательно полотняный) надо положить несколько предметов. Это поначалу должны быть простые, легко узнаваемые предметы, к примеру, 2 катушки, пуговица, резиновая или пластмассовая игрушка, ложка. Ребёнку предлагают на ощупь определить, что это за вещи, рассказать о них и подумать, есть ли среди них одинаковые.

3.  Найди одинаковые предметы на картинке

После того как ребёнок будет уверенно справляться с заданиями на сравнение  по сходству, можно обучать  нахождению в предметах или их изображениях признаков различия

сравнениеА

Сперва идёт сравнение предметов, которые отличаются одним признаком, например, как на картинке - медведи отличаются по размеру. Вопрос детям: чем похожи игрушки? Чем они отличаются? Можно использовать не только предметы, но и картинки.

 Со временем дети научатся сравнивать объекты, различающиеся большим количеством признаков. Например, сравнение двух грузовиков, отличных друг от друга размером, цветом кабины и кузова; сравнение двух кукол, отличных по размеру, цвету платьев и бантов и т.д. Примером усложнения такой игры может быть сравнение парных картинок (рис. 1 вверху)

Чтобы облегчить детям выполнение операции сравнения, им можно предложить план сравнения: сперва надо сказать, чем похожи предметы или их изображения, потом, чем не похожи.

Наибольшую трудность для детей представляет словесное сравнение предметов без опоры на наглядный материал. Например, дошкольникам предлагают сравнить:

  1. самолёт и птицу;
  2. кошку и собаку;
  3. ромашку и василёк;
  4. ромашку и одуванчик;
  5. мячик и арбуз;
  6. ёлку и берёзу;
  7. жука и божью коровку и т. д.;

    Надо заметить, что сравнение предметов без образца затруднительно и для многих младших школьников.

         Рекомендуется игра «Похож – не похож»

Эта игра предполагает достаточное развитие речи. Цель: обучать детей сравнивать предметы, находя в них признаки различия и сходства, узнавать предметы по описанию.

Итак, играем. Садимся в круг. Задание: каждый ребёнок задумывает два предмета, и вспоминает, чем они похожи и чем отличаются, а потом рассказывает об этом другим детям, а они отгадывают эти предметы. Пример, ребёнок говорит: «Летят два предмета. Один маленький,  покрытый перьями, а другой большой, серебристый. Один гудит громко, другой каркает (самолёт и птица) и т. д.»

Мыслительная операция сравнения является основой других операций мышления, поэтому развивать эту способность как можно раньше очень важно.

Комментарии  

+1 # Elena 01.04.2014 01:13
Помню такие игры, в детстве любили находить отличия и так далее....
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Ирина 01.04.2014 04:06
Даже в нашем детстве уже было, что-то наподобие.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Galina 01.04.2014 19:43
Вы правы, Ирина. Приём сравнения стар как мир. Однако сейчас из последней программы детского сада все это постепенно утекает - времени на это нет. А жаль. В детстве человек растёт и физически, и умственно, и делает это очень легко. Грех не использовать такой шанс.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Анна 04.04.2014 01:05
Очень хорошая игра для детей. Сравнение, поиск не соответствий развивает внимательность. Я в детстве очень любила такие картинки рассматривать и искать различияю
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Маргарита Сизонова 05.04.2014 01:45
Очень интересная игра, деткам будет не только полезно, но и интересно. Да и мы взрослые порой любим такие вещи. Как например, найдите 10 отличий, не совсем то, но похоже))))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+1 # Виктория 06.04.2014 02:13
Галина, спасибо за набор очень интересных и полезных игр. Моему сыночку очень нравится сравнивать картинки, часто играем в игру "кто лишний". А когда идем в садик, то сравниваем предметы, которые попадаются нам по дороге.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Kiddie 16.04.2014 02:34
Отлично.Но только то и скажу,что чем дальше,тем больше нужно этих игр и занятий и ищешь везде новые,так как прежние уже "пройдены".
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Галина 17.04.2014 01:25
На самом деле всё гораздо проще. Со временем используем пиктограммы (схемы), а потом слово, потому что в этих играх развивается воображение.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий