Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Сравнение-метафораСталкиваясь с разнообразными явлениями, а особенно сходными или сближенными во времени и пространстве, человек невольно сравнивает их. Учебные темы любой ученик тоже сравнивает, даже если учитель этого не требует. Ещё более важно сравнение для повышения широкой адаптивности детей к жизни вообще.

Однако «стихийное» сравнение подвержено множеству недостатков. Сравнению надо учить целенаправленно и углублять его по мере совершенствования умственного развития детей.

Рассмотрим "внеучебные" способы обучения детей сравнению.

Сравнение и загадки

Народ создал своеобразную школу умения сравнивать – загадки. Загадки помогают ребятам отыскивать сходство внешне несходных вещей на основании существенных свойств. Например, замок похож на маленькую собачку не внешне, а потому что не даёт войти в дом. Луковица имеет сходство с дедом, одетым в сотню шуб.

Чтобы отгадывать загадки требуется хорошая сообразительность. Но чтобы загадки сослужили свою службу для формирования сравнения и повышения уровня умственного развития, надо чтобы взрослые (педагоги, родители) применяли их.

Сравнение и метафоры

Метафоры – один из эффективнейших способов развития умения сравнивать. Существует не один способ повышения метафорической красоты речи. Лично мне нравится технология для школьников начальных классов педагога В. А. Левина. Этой методике много лет, но актуальности она не потеряла.

На занятиях дети учатся понимать стихи и самостоятельно создавать художественные образы. Создание метафоры предполагает хорошо развитое умение сравнивать.
Дети придумывают сравнения, которые должны отвечать двум условиям:

  1. «точно»
  2. и одновременно «неожиданно».

Пример. В. А. Левин читал первые слова стихотворения Новеллы Матвеевой «Окраины» и обрывал чтение там, где начиналось сравнение:

Летняя ночь была
Тёплая, как…

Педагог спрашивает у детей: «Какое здесь может быть сравнение? С чем поэт может сравнить летнюю ночь?»
Варианты, предложенные детьми.

  1. Ночь, тёплая, как шуба (не подходит по критерию «точно» - шуба – принадлежность зимы, а речь идёт о лете).
  2. Тёплая, как мама (не очень подходит, так скажет ребёнок, а не взрослый).
  3. Тёплая, как хлеб (очень удачное сравнение)

Второй вопрос. Можно ли подобрать такое сравнение, чтобы почувствовалось, что ночь была светлая?

Отгадывание задуманного предмета по сравнениям

Игра 1.

Пять учеников покидают класс, оставшиеся дети задумывают предмет. Каждый из задумавших должен иметь наготове сравнение – опять-таки точное и одновременно неожиданное.

Когда пятеро возвращаются, остальные по очереди сообщают им, на что похож задуманный предмет: на пруд с выровненными краями, чашку с водой и др. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из пятерых догадывается: это бассейн.

Игра 2.

Педагог называет или показывает предмет, детям надо сказать, на что предмет похож. К ответам предъявляется то же требование: точно и неожиданно.

Вопросы
Что напоминает лист клёна?
Что напоминает единица?
На что похож цветок, растущий у тебя дома на подоконнике?

Примеры ответов не всегда точны, но оригинальны. Лист клёна похож на воротничок Петрушки, единица похожа на человека с дудкой.

Кстати наблюдая сравнения детей, уже во втором классе можно предположить, кто «физик», а кто «лирик», например:

  1. Мой цветочек, как солнышко.
  2. У меня цветочек похож на скороварку.

Сравнение и юмор

сравнение -юморЕсть ещё способ научить детей схватывать самое отдалённое и неявное сходство, замечать самые тонкие различия. Это развитие у детей чувства юмора, воспитание умения понимать и придумывать смешное.

Многие шутки и юмористические ситуации основаны на неожиданных сравнениях.

Многие школьники мыслят чрезвычайно плоско, не понимая юмора сравнений в русской литературе. Возможно, поэтому они не любят читать классиков, находя это дело скучным.

Представьте, как трудно и скучно читать Салтыкова-Щедрина или Гоголя таким школьникам «в футляре».

Чувство юмора имеет различные проявления.

  1. Первое – умение понимать смешное, воспринимать комизм ситуации.
  2. Второе – умение создавать смешное: шутку, остроту, каламбур, эпиграмму.

Подведём итог.
Сравнение можно развивать не только на уроках, но и отличными «внеурочными» способами: загадками, метафорами, шутками, остротами.

Это не только поможет детям научиться сравнивать, но и стать умнее вообще, жизнерадостными, более приятными в общении, более мужественными в трудные минуты. Вот так умение сравнивать - сравнение повышает способность адаптироваться в жизни вообще.

Комментарии  

0 # Наталья Ярская 24.11.2015 13:20
Пожалуй мне близки и понятны метафоры, до стихотворных форм мои киндеры еще не доросли.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий