Если ребёнок затрудняется в правильном раскладывании последовательных картинок (серий сюжетных изображений), то ему надо помочь этому научиться. Это будет очень полезно не только для развития памяти, но и мышления.
Готовимся к обучению:
Подбираем серии сюжетных картинок (от 2 до 5) с изображением этапов какого-либо события. Здесь такое требование: изображения должны быть четкими, соответствовать по содержанию возрасту ребёнка. Можно пользовать «Рисунки в картинках» Радлова, «Забавные истории» Сутеева, Воробьёвой.
Последовательные картинки: обучение
А. Покажите ребёнку беспорядочно перемешанные карточки и скажите: «Вот здесь на всех рисунках нарисована одна и та же история. Нужно разобрать их по порядку, с чего все началось, что было потом, и чем дело закончилось. Вот сюда (укажите место) надо положить первую картинку, где нарисовано начало истории, здесь - вторую, здесь - третью, сюда - последнюю». Обычно картинки располагаются слева направо, так как читаем и пишем мы слева направо.
Когда ребенок разложит по порядку все картинки, запишите их очерёдность. Затем попросите его рассказать по порядку о том, что получилось. Если последовательные картинки разложены неправильно, задайте малышу вопросы. Их цель - установить противоречия в рассуждениях, определить допущенные ошибки.
Б. Если ваши вопросы не помогают ребёнку понять изображенных событий, то просто покажите ему первую картинку и предложите разложить остальные картинки снова. Это будет второй попыткой выполнить задание. Если и она окончилась безуспешно, то расскажите и покажите сами, как правильно разложить последовательные картинки. Потом опять перемешайте все карточки и предложите ребёнку положить их по порядку.
В. Если дошкольник установит правильную последовательность картинок только в третий раз, предложите ему другую серию такой же сложности. Процедура повторяется с другими последовательными картинками затем, чтобы выяснить, понял ли ребёнок способ рассуждений настолько, что теперь может повторить его без ошибок. В обучении это называется «перенос» изученного способа рассуждений на подобную ситуацию. Такое умение здорово повышает обучаемость ребёнка.
При выполнении задания с первого раза или после наводящих вопросов взрослого ребёнку предлагается новая, более сложная серия последовательных картинок.
На что надо обратить внимание?
1. Способен ли ребенок установить причину и следствие, понять последовательность событий, которые наглядно представлены в серии картинок.
Наличие и хорошее развитие к концу дошкольного возраста такой способности свидетельствует о том, что ребёнок готов (на уровне мышления) к систематическому обучению в школе.
2. Особое внимание обратите на объяснения ребенка, его рассуждения:
а) правильно ли он выделил главных героев на картинках, установил, какие взаимоотношения между ними,
б) понял ли окружающую героев обстановку.
Важно, какое количество последовательных картинок ребёнок понимает, сколько картинок способен удержать в поле зрения 4-5 или только 2.
Какое количество последовательных картинок в принципе может обработать ребёнок предшкольного возраста?
Оценка |
5 лет |
6 лет |
Высокий уровень |
4 картинки |
5 картинок |
Средний уровень |
3 картинки |
3-4 картинки |
Низкий уровень |
2 картинки |
2 картинки |
Важно также, с какими по степени трудности заданиями справляется ребёнок; повторяет ли ошибки при повторной раскладке последовательных картинок или вносит исправления; воспринимает ли критические замечания взрослого - изменяет ли свои действия, исправляет ли ошибки, «подхватывает» ли он помощь или, наоборот, не понимает ее.
Особо анализируйте устную речь малыша во время объяснений последовательности событий. Здесь надо обратить внимание
- на связность речи,
- ее грамматическую правильность,
- словарный запас (часто ли ребёнок ищет слова при рассказывании)
Последний момент родители часто недооценивают. Они видят только нарушения звукопроизношения, да и то не всегда придают этому значение, считая, что «выговорится» со временем. Но время в наше время (прошу простить тавтологию) бежит быстро.
И последнее. Последовательные картинки – эффективный способ развить память, речь, мышление, интуицию (зрительное «схватывание»). Создается хорошая база для успешного обучения. Сайт Нестандартные дети желает успехов!
Комментарии