Процесс сравнения начинается с выделения признаков, по которым предметы (явления, события) будут сравниваться. Не надо думать, что только неуспешные ученики не умеют сравнивать. Известно немалое количество исследований, где с заданиями на сравнение не справлялись наравне с другими и отличники.
Игры на сравнение: примеры из грамматики и развития речи
Выделение признаков для сравнения
Даны 5 букв А П Т У С. По какому признаку их можно разделить на группы? Что вы скажете сразу, взглянув на буквы (гласные – согласные)? Аналогично можно предложить детям одни согласные, которые можно разделить по признаку «звонкие - глухие» и т. п.
Группировка понятий
- Инструкция. Разложите предложенные слова на группы, которые можно назвать обобщающим словом:
СТРЕЛА, ПЧЕЛА, КРОКОДИЛ, РЫБА, БУМАЖНЫЙ ЗМЕЙ, КОРАБЛЬ, ВОРОБЕЙ.
- Инструкция. Разложи слова на две группы (предметы и действия)
Рыба, снег, дождь, воробей, стул, стол, каша, сок, тарелка, дерево, дети, люди, вода, ручей, лодка, дом, стакан, сарай, туча, баня, дорога, яма, сидеть, лежать, идти, кушать, плыть, бежать, кричать, шуметь, скакать, греметь, цвести, щебетать, сиять, учить, писать, вязать, варить.
- Добавьте качества (прилагательные), и групп получится три. Оставьте одни глаголы и разделите 2 группы: совершенного и несовершенного вида
Такого рода задания можно построить на материале любых учебных предметов.
Игра «Четвёртый лишний»
Известная игра, состоящая в том, что из четырёх предложенных предметов школьник должен выделить и отбросить «лишний» - не соответствующий трём остальным по какому-то существенному объединяющему признаку.
- Инструкция. Вычеркни слово, которое не подходит к трём другим.
Море
Морской Морить Моряк |
Сожжённый
Оконный Распространённый Соединённый |
Решать
Колоть Открывать Купить |
Лес
Лесник Лиса Лесной |
- Усложняем задачу: пишем слова наоборот. Надо сначала прочитать слова правильно и только потом выделить лишнее.
Ргит
Ток Фариж Илфут |
Одзенг
Арон Аголреб Кинтярук |
Абзи
Мод Атах Велх |
Околом
Рис Анатемс Осям |
- Ещё усложнение: в словах переставить буквы или слоги.
Решение таких задач потребует от школьника
- самостоятельно выделить и перебрать в уме разные грамматические признаки слов,
- выделить признак, по которому слова можно сопоставить,
- установить сходство трёх по этому признаку и несходство четвёртого.
Игры на сравнение: примеры из арифметики
Игра «Чем похожи?»
- Напишите столбик примеров на одно действие. Спросите у ребёнка, чем они похожи. Усложнение: добавьте ещё признак. Например, все примеры на сложение (первый признак), сложение в пределах первого десятка (второй признак).
- Придумайте две одинаковые задачки. Например: «Мама испекла пирожки. Два пирожка она дала сыну и один пирожок дочке. Сколько пирожков испекла мама?» Во второй задачке замените пирожки на блины. Для части детей задачка уже будет новая. Предложите ребёнку найти, а чем задачки похожи?
Хороши упражнения на сравнение из природоведения. Сравнивайте части суток, времена года, растения (например, елку и сосну) и так далее.
Но когда предлагаете школьнику игры на сравнение, надо помнить следующее: понятия должны быть сравнимыми по предлагаемому признаку.
«Чем отличается рыба от речки?
Чем отличается хлев от овечки?
Чем отличается повар от супа?
Спрашивать так интересно, но глупо.»
Р. Сеф
Комментарии