Гибкость мышления весьма полезно развивать, начиная с дошкольного возраста. Поэтому продолжаем представление упражнений на гибкость мышления, но теперь для ребят 5-6 лет.
Надеемся, что они будут полезны родителям, а также дефектологам, психологам.
Занятие 1
Тема «Строим поезд»
Цель
- Учить дошкольников выделять разные признаки предметов, объединять (группировать) предметы по признакам;
- Стимулировать связную речь дошкольников.
Оборудование
Несколько мелких игрушек, 5-10 изображений предметов.
Игра «Угадай, что спрятано»
Индивидуально. Задача: найти предмет по описанию
Разместите перед малышом игрушки.
Инструкция. Взрослый сообщает ребёнку: я опишу предмет, а ты мне скажешь, что это и покажешь.
- Животное – рыжее, с длинным пушистым хвостом, белым на конце.
- Животное зелёное, небольшого размера, прыгает.
- Птица большая, чёрная, каркает.
- Предмет резиновый, небольшой, посередине зелёная полоска, сверху красный, снизу жёлтый.
- Длинный, твёрдый предмет, оставляет след на бумаге, стене…
- Предмет твёрдый, с длинной ручкой и зубчиками на конце.
- Деревянный, маленький, с 8 углами.
Если наш ученик затрудняется с выбором, добавьте признаков.
Поменяйтесь ролями: ребёнок описывает предмет, а взрослый находит его. Поначалу малыш будет сильно затрудняться, поэтому должен лежать перед ним, а взрослый всегда готов подсказать нужное словечко.
Игра «Поезд»
Работаем с карточками: капуста, огурец, василёк, ваза, кастрюлька, курица, яйцо, девочка. Они будут вагончиками.
Соединить вагончики друг с другом можно только в том случае, если предметы на картинках имеют общие признаки (смысловые связи). Например, капусту соединим с огурцом, так как это овощи. Огурец вырастает на грядке летом, когда цветёт василёк (летние растения). Василёк стоит в вазе. Следующий вагончик – кастрюля. Что общего у неё с вазой? И в вазу, и в кастрюльку наливают воду. В кастрюльке варим курицу, которая снесла яйцо. Яйцо сварят для маленькой девочки.
Поезд готов. Вот как-то так. Берите сперва простые цепочки с достаточно очевидными связями. При наборе опыта задание усложняем. Например, яблоня, пшеница, поле, комбайн, зерно, мука, печь, хлеб, Ваня.
Яблоня и пшеница – растения. Пшеница растёт на поле. На поле приезжает комбайн. Комбайн молотит зерно. Зерно перемелют в муку. Муку замесят и поставят в печь. В печи испечётся хлеб. Хлеб съест Ваня.
Занятие 2
Игра «Пустая клетка»
Цель как в первом занятии (не меняется)
Оборудование
- Бумажные круги трёх размеров (большой, средний, малый), треугольник, квадрат,
- Карточки с числовыми фигурками,
- 4 карточки, разделённые на 9 квадратов (секторов). На каждой карточке 8 квадратов заняты, а 1 пустой.
Положите перед дошкольником 4 карточки из 9 квадратов и все вырезанные фигурки.
Взрослый. Внимательно посмотри, что лежит перед тобой.
Малыш перечисляет предметы и называет их признаки. Взрослый отмечает непорядок: некоторые квадраты на карточках не заполнены, пустые. Их надо заполнить.
Работа с первой карточкой
Взрослый. Что нарисовано на карточке? (Рассматриваем по горизонтали).
Ребёнок. Разные круги.
Взрослый. Как они расположены в ячейках?
Необходимо подвести дошкольника к пониманию, что в каждом ряду имеются круги всех трёх размеров. А в последнем только большой и средний. Какого не достаёт? Вот его и надо поместить в пустой квадратик на карточке.
Работа с остальными карточками строится аналогично.