Это последние игры на гибкость мышления для дошкольников 4-5 лет. Если кому-то поможет наш опыт, будем только рады.
Занятие 13
Строим башенки
Цель: познакомить дошкольников с граф-деревом (графическим деревом), показать, как решаются с его помощью комбинаторные задачи.
Оборудование
По 6 кубиков синего, жёлтого и красного цвета, по 5 такого же цвета квадратов, наборное полотно или доска для расположения фигур (если дефектолог работает с группой).
Игра «Строим башенки»
Индивидуально. Расположите перед дошкольником набор из трёх кубиков, каждый своего цвета. Дайте задание выстроить башенки. Маленький ученик сопровождает действия речью. Он рассказывает, какой кубик в самом низу, какой в серединке, какой сверху. Молчуна спрашивайте, задавая разнообразные вопросы.
У взрослого (педагога или родителя) табличка (см. ниже), которую он заполняет по комментариям малыша с помощью квадратов соответствующего цвета. Итоговая таблица выглядит так
Игра «Знакомимся с граф-деревом»
В этом возрасте понимание граф-дерева доступно не всем дошколятам. Мы можем его нарисовать или выложить из кубиков.
Цветов у нас 3. Вопрос: сколько вариантов башенок мы можем построить, делая первый этаж башни какого-то определённого цвета. Например, на синем дереве две веточки. И так разбираемся с каждым цветом. Других вариантов нет. Зачем мы это делаем? Учим ребят элементарному проектированию: сперва нарисуем проект, а потом выполним «живьём».
Занятие 14
Рассадим семью на лавке
Цель
- Учим дошкольников решению комбинаторных задач на перестановки с помощью граф-дерева.
Оборудование
Схемы папы, мамы и девочки на квадратных картинках, наборное полотно. Ход игры
- Взрослый говорит, что папа, мама и девочка сидят на лавке. И располагает их как на картинке.
- Взрослый продолжает: у семьи такая игра – пересаживания. Малыш рассказывает кто где сидит (справа, слева, посередине)
- Сколько вариантов пересаживаний им доступно? Как точно узнать?
Совместно составляется граф-дерево и комментируется положение членов семьи.
Итоговая картина будет следующая. Попробуйте учить маленького ученика делать примитивные умозаключения.
Например, если слева села мама, а рядом с ней папа (посередине), то место справа займёт дочь.