Продолжим развитие гибкости мышления. Первые занятия здесь и здесь.
Разложи игрушки по полочкам (1)
Цели
- Развивать комбинаторные действия.
- Учить решать комбинаторные задачи.
- Отрабатывать навыки моделирования.
Оборудование
Кружки разного цвета, карточки с тремя полосками, модель шкафа с тремя полками друг под другом.
Если педагог или психолог работает с группой, то понадобится фланелеграф или наборное полотно. Если в детском саду имеется интерактивная доска, то дефектологу можно использовать её.
Мы на занятиях сразу использовали карточку с тремя полосками как заместитель шкафа. Модель самого шкафа не пригодилась. Но если ваш малыш имеет выраженный умственный недостаток, то лучше её взять, а потом показать переход заместителю. Объясняем детям, что карточка с линеечками – это шкаф «понарошку».
Игра «Разложи игрушки»
Взрослый. Помнишь мы с тобой расставляли игрушки по трём полкам. Как мы это делали? А ещё как можно?
Повторяем перебор вариантов, предоставляя маленькому ученику всё больше больше времени для проявления самостоятельности. Применяем любой набор игрушек, какой есть у вас под руками. Задача: напомнить ребёнку, что вариантов много и все они правильные.
Игра «Разложи игрушки по-другому»
Взрослый. Сейчас мы расставим игрушки иначе.
Одна игрушка убирается. Выясняем, чего больше, чего меньше: игрушек или полочек. Хватит ли игрушек на все полки? Нет, одна полка будет пустая. Докажем, что это действительно так.
Задание. Выяснить, можно ли положить игрушки на полочки так, чтобы 2 игрушки занимали все 3 полки.
Договоримся, какой круг будет замещать какую игрушку. Шкафчик с полками заменит карточка с 3 линиями. Линия – это полка.
Дошкольнику предлагается разложить кружки (предметы) на линии (полочки). Отмечаем варианты на бланке (бланк пониже), раскрашивая кружки. Просите маленького ученика комментировать свои действия: что куда положил.
Глядя на бланк отвечает на вопрос: чем рисунки похожи. Оказывается, что в каждом случае есть пустая полочка. Вот мы и решили нашу задачку: доказали, что если игрушек 2, а полок 3, то одна будет всегда пустая.
Конечно, дошкольник 4-5 лет так не скажет. Это скажете вы, а его попросите повторить.
Занятие 6
Разложи игрушки по полочкам (2)
Цель. Учить дошкольников решать комбинаторные задачи с помощью практических действий с моделями.
Оборудование аналогичное занятию 5. Для разнообразия можно взять другие предметы.
Игра "Разложи игрушки в шкафчике разными способами"
Взрослый напоминает: мы раскладывали 3 игрушки на 3 полки, 2 на 3 полки. А сейчас задание следующее.
Задание. Разложить 3 объекта на полки так, чтобы одна осталась пустой.
Самостоятельная работа
Дайте дошкольнику возможность выполнить задание самостоятельно. Отмечаем варианты на бланке из занятия 5. Не сможет – помогите. Он должен убедиться на собственной практике, что во всех случаях на одной полке будет 2 предмета.
При работе с группой сперва идёт деятельность под руководством взрослого, а потом в парах. Работа корректируется взрослым. Идём дальше...