О том, что такое гибкость мышления, и почему она так важна в развитии деток, прочитаем здесь. Чтобы получить результат у дошколят 4-5 лет, необходимы коротенькие, но систематические занятия в игровой форме.
Эти же игры применимы для детей ЗПР более старшего возраста.
Родителям сложно подобрать материал, поэтому мы решили облегчить им поиск, предложив серию подходящих игр. Каждая игра – это отдельное занятие. Играть надо ежедневно, через день, через два дня максимум. Тогда есть шанс получить неплохой результат.
Занятие 1. Найди подружек и друзей
Цель: обучать выделению признаков предмета и группировке предметов по признакам.
Материалы: набор геометрических фигур.
Если набора нет, то вырежете фигурки из картона. Они вам пригодятся не один раз.
Цвет, форма, величина могут быть любыми. Если вы дефектолог или психолог и работаете с группой детей, то понадобится ещё демонстрационный материал. Сделаете его один раз, а служить он будет не один год.
Найди похожую фигуру
Разложите фигуры на столе перед малышом. Дайте ему любую фигуру из набора или пусть он возьмёт её сам: большой зелёный круг, например. Предложите выбрать кругу «дружочка», похожего на него. Попросите малыша объяснить выбор.
Правильный ответ: дошкольник смог обосновать выбор. При неправильном ответе разберитесь.
Задавайте вопросы
- Если маленький ученик выбрал в «дружочки» такую же точно фигурку – это понятно. А предложите ему другую пару: красный круг большего или меньшего размера. Это будет дружочек?
- Другой вариант. Дайте в пару вообще другую фигуру, например зелёный треугольник. Послушайте детское заключение в этом случае.
Самостоятельная работа
Дошкольник подбирает «дружочков» фигурам из набора, объясняя взрослому свой выбор. При работе с группой дефектолог/психолог может предложить детям работу парами, когда они объясняют выбор друг другу.
Надо ли повторять занятие? Да, в случае затруднений. Они бывают у любых детей, особенно у детей ЗПР.
Занятие 2. Найди место для игрушек
Цели:
- Знакомство с комбинаторными задачами,
- Развитие действий моделирования (учим замещать натуральные предметы схематическими изображениями).
Материалы
- Соорудить модель шкафчика с тремя полками – подойдёт картонная коробка.
- Три любых игрушки: пирамидка, машинка, кукла.
- Треугольники трёх цветов по 5 каждого.
- Отдельная небольшая доска из любого материала.
- Пластилин или другая клеящая масса, которую легко потом отодрать и выбросить.
Предлагаем дошкольнику поставить игрушки на полочки (каждую на свободную полку) и запомнить, что где лежит.
Для облегчения запоминания обозначим игрушечные предметы значками: пирамидка – красный треугольник, машинка – синий, кукла – жёлтый. На отдельной доске фиксируем схемы в столбик.
Попросите маленького ученика расставить предметы по полкам по-другому. Зафиксируйте это на доске с помощью схем.
И так 5 раз. Ребёнку надо понять, что предметы можно расставлять различно, но все варианты будут правильными.
Самостоятельная работа
Дайте малышу картинку с расположением схем и попросите расставить игрушки, как на ней показано. Учите его проговаривать свои действия. Самостоятельная работа хорошо развивает гибкость мышления у детей 4-5 лет.
Положи игрушки на две полочки
Усложним задание на гибкость мышления. Заменим схемы: пирамидка – треугольник, машинка – квадрат, кукла – круг.
Дадим дошкольнику новые схемы. Теперь нужно расставить игрушки так, как на схемах. Выполняя работу, дошколёнок считает, рассуждает, сколько чего куда поставил. Замечает, что задачу можно решить разными способами, и все они правильные.
Обратите внимание малыша, что на одной полке игрушки можно поставить по-разному и отразить это в схеме.
Всего 14 занятий. Это немного. Набравшись терпения можно рассчитывать на хороший результат. Сайт Нестандартные дети желает взрослым терпения.