Занятия 7 и 8 для дошкольников 4-5 лет. Проводятся индивидуально и в группе. Применимы для малышей без нарушений и детей ЗПР постарше. Основаны на практических действиях.
Занятие 7. Выберем машины
Цель: учить дошкольников решению комбинаторных задач на основе практических действий.
Оборудование: 3 игрушечных машинки (пожарная, самосвал, автобус), квадраты красного, зелёного, синего цвета, фланелеграф для группы.
Расставим перед нашим маленьким учеником 3 машинки.
Вопросы
- для чего предназначена каждая из них.
- где их можно купить.
Взрослый рассказывает историю, что эти машинки хотела купить мальчику мама. Но оказалось, что на 3 машинки денег не хватает. Мама может купить только 2. Мальчик задумался. Как ты думаешь, почему?
(Он хотел все 3 машинки сразу. Но мама разрешила выбрать только 2. Вот он и соображал, какие машинки ему нужнее).
Как ты думаешь, какие 2 машинки мальчик выбрал?
Решаем задачу на моделирование: машины заменяем цветными квадратами. Например, пожарная машина – красный, самосвал – жёлтый, автобус – синий. Начинаем практическое решение задачи на комбинаторику.
Следует показать, что возможны несколько вариантов выбора. До этого они часто доходят и сами, перебирая сочетания игрушек на практике. В помощь им даём пары пустых квадратиков, которые они раскрашивают. Выбросим одинаковые сочетания и посчитаем, сколько вариантов осталось.
Занятие 8. Варим компот
Цель: учить дошкольника решению комбинаторных задач.
Оборудование
- Карточки из бумаги.
- Цветные карандаши.
Игра «Наборы фруктов для компота»
Взрослый. Мама приобрела на рынке фрукты для компота: грушу, яблочко, сливу, черешни.
Разложить перед малышом картинки фруктов. Рассмотреть и обсудить внешний вид каждого фрукта и их вкус. Мама решила, что бросить в компот все фрукты будет много. Из 4 видов она предложила детям выбрать только 3. Сколько разных наборов для компота у них получилось, если они выбирали из 4 по 3?
Сколько рецептов компотов получится?
Для начала выполним задачу по моделированию. Мы создадим схематическое изображение на каждый предмет на бумажных карточках:
- яблоко – кружок зелёного цвета,
- груша – жёлтый треугольник,
- сливка – синий овал,
- черешня – небольшой красный кружок.
Игра «Варим разные компоты»
Сочетая схематические изображения, самостоятельно подберём возможные наборы для компота (решение комбинаторной задачи). Ребёнок может зарисовать каждый набор, перечислить входящие в него фрукты.
Итог. Если из 4 фруктов выбирать по 3, то получится большое количество «компотных» наборов.