Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Следующее качество креативного мышления, которое можно развивать, гибкость. Для формирования гибкости мы должны подбирать упражнения, решающие следующую задачу.

Предоставить ребёнку возможность однотипные условия использовать разными способами. В однотипных ситуациях действовать по-разному. Или по-разному решать задачи с одинаковыми исходными данными.

Развиваем гибкость креативного мышления

Рассмотрим два пути

1. Путь дидактических игр.
2. Путь воспитания децентрации в повседневной жизни.

Оба направления доступны не только в школе или детском саду. Самое важное: они доступны заинтересованным родителям.

Принцип такой. Сперва мы показали возможность разного применения материала, а потом ожидаем, что ученик ухватит идею и сделает что-то сам. На этом принципе мы можем строить любое задание, способное развить гибкость мышления.

Дидактические игры

Задания ниже – разработки отечественного психолога Юрия Гатанова в области формирования креативности. Игры для дошкольников.

Упражнение 1
Есть торт, который надо украсить. На листе бумаги четыре совершенно одинаковых рисунка торта.

Только украсить их нужно для разных событий:

1. первый на день рождения мамы,
2. второй на день рождения собаки,
3. третий дошкольник сам должен придумать, для какого праздника, для кого и как; сам поставить себе цель, и украсить не так, как для мамы и собаки,
4. и четвёртый: то же самое.

Первые два условия задаёт взрослый человек. Он показывает, что одно и то же можно делать по-разному. А дальше будь любезен, придумай сам.

Упражнение 2.

Дать дошкольнику рисунок с кружками разного размера. Их надо превратить в разные рисунки с помощью прямых линий. Такое условие. Образцы: ручки, ножки, туловище = человечек и воздушный шарик. Это показано, что можно по-разному работать с кружками. 

Упражнение 3

Составление рисунка из геометрических фигур. Задание банально простое. Ребёнку предлагается набор из 3 или 4 геометрических фигур. Например, круг, треугольник и ромб.

Задание: из 3 фигур, поворачивая и растягивая их как угодно составить как можно больше рисунков.
Чем упражнение полезно для гибкости мышления? Ученику в своем сознании надо развернуть одни и те же объекты различными способами, посмотреть на их признаки. И каждый раз из них создавать нечто принципиально новое, построить их по-разному.

Важное замечание!

Любая подобная комбинаторная работа в этой связи является продуктивным способом формирования именно гибкости нашего творческого мышления.

Просто предложить дошкольнику или младшему школьнику однотипный материал и сказать «Поработай с ним» - не значит развивать гибкость мышления. Необходимо ребёнку показать, что однотипный материал можно использовать различными способами. Наша задача не просто показывать, но и подсказывать наводящими вопросами: можно так, этак, по-другому.

Развитие гибкости мышления в повседневной жизни

Помимо специализированных упражнений, развивающих параметры креативного мышления, в т. ч. гибкость, мы с вами обладаем огромным ресурсом. Ресурс просто в обычной повседневной жизни, повседневных беседах. Доступен нам в любых условиях.

Ведь что такое развивать гибкость мышления? На самом деле учить нашего воспитанника видеть одно и то же с различных сторон. Такая возможность – видеть одно и то же с различных сторон - человеку от рождения не дана. Надо учиться.

Эксперименты знаменитого швейцарского психолога Жака Пиаже – специалиста в области детского интеллекта – дают потрясающие подсказки для практики.

Эксперимент Пиаже

Пятилетний мальчик заходит комнату и видит на низеньком столике (ему по росту) рыцарский замок. Он настоящий: большой, со стенами, мостом – большая красивая интересная модель. Там есть что рассмотреть. У мальчика горят глаза, он рассматривает, что-то трогает.

Вдруг экспериментатор спрашивает: «Что ты здесь видишь?» 

Мальчик начинает рассказывать. Тогда экспериментатор берёт куклу, сажает её с другой стороны замка, и спрашивает: «Как ты думаешь, что видит кукла»

Мальчик рассмотрел замок со всех сторон. Но пока ему не исполнится 5-6 лет, за куклу он ответить не может. Мальчик говорит: «Я не знаю». Малыш должен пойти туда и посмотреть своими глазами.

Феномен децентрации

Проявившийся в эксперименте психический феномен называется эгоцентризмом детского мышления. Эгоцентризм – не плохое слово. Оно лишь означает, что дошколёнок может смотреть на ситуацию только своими глазами. За другого он ответить не может. Это абсолютно нормальная возрастная закономерность. К школьному возрасту он должен снижаться.

Основная тенденция развития мышления в начальной школе и подростковом возрасте названа Пиаже «децентрация». Мы должны научиться смещаться со своей единственной точки зрения на точки зрения разных людей. Повторимся. Гибкость мышления – видеть одно и то же с различных сторон.

Какова общая задача гибкости мышления по жизни?

Работа с ребёнком старше 5-6 лет по демонстрации того, что одно и то же явление может по-разному представляться различным людям. Для взрослых это очевидно. Для школьника даже не всегда так.

Часто бывает полезным его спросить: "Сейчас с тобой произошло вот это. Как думаешь, человек, поступивший так с тобой, почему так сделал? Например, сейчас тебя в столовой облили супом. Ты страшно разозлился, и вы подрались. Почему так произошло? Твоя точка зрения понятна: тебя обидели, облили супом. А одноклассник почему так поступил"

Децентрация заключается в том, чтобы встать на место другого человека и понять: тот не специально облил супом, случайно толкнул тарелку. Ему тоже неприятна случившаяся ситуация.

Хорошо – плохо

В повседневной жизни, просто в обычных разговорах, способствующих развитию децентрации, полезен приём ХОРОШО-ПЛОХО.
Суть приёма в в следующем: происходящие с нами события мы как-то оцениваем в + или -. Выяснить оценку события не сложно просто в разговоре.
Например, понимаем, произошедшее вызвало реакцию; ПЛОХО, мне не нравится. Меня облили супом, я разозлился, обиделся.

Приём ХОРОШО-ПЛОХО в этой ситуации применяется следующим образом. Тебя облили супом, это плохо. А что в этом есть хорошего? Ты прогулял математику, по которой не выполнил домашнее задание.

Обратная ситуация. Сейчас с ребёнком происходит что-то оцениваемое словом ХОРОШО. На день рождения подарили подарок, о котором мечтал очень давно. Наконец, родители мне его подарили. Это хорошо. Но есть ли в этом что-нибудь плохое? Пятилетний ребёнок ответить на такой вопрос не сумеет. Но в 8-10 лет (может быть с нашей помощью) найдёт что-нибудь нехорошее: теперь непонятно о чём мечтать.

Так мы можем показать, что в любом событии есть и хорошее и плохое.

Бытовой способ развития гибкости креативного мышления ни в чём не уступает искусственно созданной ситуации дидактической игры. На мой взгляд, превосходит. Надо только взрослому научиться ставить перед собой соответствующую цель.

Комментарии   

Виктория
0 #1 Виктория 02.03.2019 10:58
Спасибо за подробную информацию, как растет сын, скоро понадобиться и нам это.
Цитировать

Добавить комментарий