Следующее качество креативного мышления, которое можно развивать, гибкость. Для формирования гибкости мы должны подбирать упражнения, решающие следующую задачу.
Предоставить ребёнку возможность однотипные условия использовать разными способами. В однотипных ситуациях действовать по-разному. Или по-разному решать задачи с одинаковыми исходными данными.
Развиваем гибкость креативного мышления
Рассмотрим два пути
1. Путь дидактических игр.
2. Путь воспитания децентрации в повседневной жизни.
Оба направления доступны не только в школе или детском саду. Самое важное: они доступны заинтересованным родителям.
Принцип такой. Сперва мы показали возможность разного применения материала, а потом ожидаем, что ученик ухватит идею и сделает что-то сам. На этом принципе мы можем строить любое задание, способное развить гибкость мышления.
Дидактические игры
Задания ниже – разработки отечественного психолога Юрия Гатанова в области формирования креативности. Игры для дошкольников.
Упражнение 1
Есть торт, который надо украсить. На листе бумаги четыре совершенно одинаковых рисунка торта.
Только украсить их нужно для разных событий:
1. первый на день рождения мамы,
2. второй на день рождения собаки,
3. третий дошкольник сам должен придумать, для какого праздника, для кого и как; сам поставить себе цель, и украсить не так, как для мамы и собаки,
4. и четвёртый: то же самое.
Первые два условия задаёт взрослый человек. Он показывает, что одно и то же можно делать по-разному. А дальше будь любезен, придумай сам.
Упражнение 2.
Дать дошкольнику рисунок с кружками разного размера. Их надо превратить в разные рисунки с помощью прямых линий. Такое условие. Образцы: ручки, ножки, туловище = человечек и воздушный шарик. Это показано, что можно по-разному работать с кружками.
Упражнение 3
Составление рисунка из геометрических фигур. Задание банально простое. Ребёнку предлагается набор из 3 или 4 геометрических фигур. Например, круг, треугольник и ромб.
Задание: из 3 фигур, поворачивая и растягивая их как угодно составить как можно больше рисунков.
Чем упражнение полезно для гибкости мышления? Ученику в своем сознании надо развернуть одни и те же объекты различными способами, посмотреть на их признаки. И каждый раз из них создавать нечто принципиально новое, построить их по-разному.
Важное замечание!
Любая подобная комбинаторная работа в этой связи является продуктивным способом формирования именно гибкости нашего творческого мышления.
Просто предложить дошкольнику или младшему школьнику однотипный материал и сказать «Поработай с ним» - не значит развивать гибкость мышления. Необходимо ребёнку показать, что однотипный материал можно использовать различными способами. Наша задача не просто показывать, но и подсказывать наводящими вопросами: можно так, этак, по-другому.
Развитие гибкости мышления в повседневной жизни
Помимо специализированных упражнений, развивающих параметры креативного мышления, в т. ч. гибкость, мы с вами обладаем огромным ресурсом. Ресурс просто в обычной повседневной жизни, повседневных беседах. Доступен нам в любых условиях.
Ведь что такое развивать гибкость мышления? На самом деле учить нашего воспитанника видеть одно и то же с различных сторон. Такая возможность – видеть одно и то же с различных сторон - человеку от рождения не дана. Надо учиться.
Эксперименты знаменитого швейцарского психолога Жака Пиаже – специалиста в области детского интеллекта – дают потрясающие подсказки для практики.
Эксперимент Пиаже
Пятилетний мальчик заходит комнату и видит на низеньком столике (ему по росту) рыцарский замок. Он настоящий: большой, со стенами, мостом – большая красивая интересная модель. Там есть что рассмотреть. У мальчика горят глаза, он рассматривает, что-то трогает.
Вдруг экспериментатор спрашивает: «Что ты здесь видишь?»
Мальчик начинает рассказывать. Тогда экспериментатор берёт куклу, сажает её с другой стороны замка, и спрашивает: «Как ты думаешь, что видит кукла»
Мальчик рассмотрел замок со всех сторон. Но пока ему не исполнится 5-6 лет, за куклу он ответить не может. Мальчик говорит: «Я не знаю». Малыш должен пойти туда и посмотреть своими глазами.
Феномен децентрации
Проявившийся в эксперименте психический феномен называется эгоцентризмом детского мышления. Эгоцентризм – не плохое слово. Оно лишь означает, что дошколёнок может смотреть на ситуацию только своими глазами. За другого он ответить не может. Это абсолютно нормальная возрастная закономерность. К школьному возрасту он должен снижаться.
Основная тенденция развития мышления в начальной школе и подростковом возрасте названа Пиаже «децентрация». Мы должны научиться смещаться со своей единственной точки зрения на точки зрения разных людей. Повторимся. Гибкость мышления – видеть одно и то же с различных сторон.
Какова общая задача гибкости мышления по жизни?
Работа с ребёнком старше 5-6 лет по демонстрации того, что одно и то же явление может по-разному представляться различным людям. Для взрослых это очевидно. Для школьника даже не всегда так.
Часто бывает полезным его спросить: "Сейчас с тобой произошло вот это. Как думаешь, человек, поступивший так с тобой, почему так сделал? Например, сейчас тебя в столовой облили супом. Ты страшно разозлился, и вы подрались. Почему так произошло? Твоя точка зрения понятна: тебя обидели, облили супом. А одноклассник почему так поступил"
Децентрация заключается в том, чтобы встать на место другого человека и понять: тот не специально облил супом, случайно толкнул тарелку. Ему тоже неприятна случившаяся ситуация.
Хорошо – плохо
В повседневной жизни, просто в обычных разговорах, способствующих развитию децентрации, полезен приём ХОРОШО-ПЛОХО.
Суть приёма в в следующем: происходящие с нами события мы как-то оцениваем в + или -. Выяснить оценку события не сложно просто в разговоре.
Например, понимаем, произошедшее вызвало реакцию; ПЛОХО, мне не нравится. Меня облили супом, я разозлился, обиделся.
Приём ХОРОШО-ПЛОХО в этой ситуации применяется следующим образом. Тебя облили супом, это плохо. А что в этом есть хорошего? Ты прогулял математику, по которой не выполнил домашнее задание.
Обратная ситуация. Сейчас с ребёнком происходит что-то оцениваемое словом ХОРОШО. На день рождения подарили подарок, о котором мечтал очень давно. Наконец, родители мне его подарили. Это хорошо. Но есть ли в этом что-нибудь плохое? Пятилетний ребёнок ответить на такой вопрос не сумеет. Но в 8-10 лет (может быть с нашей помощью) найдёт что-нибудь нехорошее: теперь непонятно о чём мечтать.
Так мы можем показать, что в любом событии есть и хорошее и плохое.
Бытовой способ развития гибкости креативного мышления ни в чём не уступает искусственно созданной ситуации дидактической игры. На мой взгляд, превосходит. Надо только взрослому научиться ставить перед собой соответствующую цель.
Комментарии