Конструирование из палочек хорошо влияет на гибкость мышления дошкольника 5-6 лет. Материал доступный для семей любого достатка. Поэтому всегда всё дело упирается в наше желание заниматься с ребёнком.
Занятие 3. Конструируем из палочек
Цели
- Учить дошкольников сравнению предметных множеств, определению их численности;
- Развивать навыки конструирования.
Оборудование
Набор счётных палочек двух цветов в количестве 22 штук (если группа – такой набор на каждого).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Положите перед ребёнком на стол 10 белых и 12 синих палочек. Задайте вопросы, обязательно дождитесь ответов.
Вопросы
- Что ты видишь перед собой на столе?
- Что ты можешь сделать из этих палочек? Мы будем учиться складывать из палочек фигурки, а потом превращать их в новые фигуры.
- Каких палочек больше?
- Как узнал?
- Докажи. Осваиваем доказательство методом приложения: составляем пары белая – синяя палочки. Обратите внимание малыша на то, что две синих палочки остались без пары. Значит синих палочек больше.
- На сколько больше? (на 2).
- На сколько меньше белых палочек? (на 2)?
- Посчитай сперва сколько белых палочек в наборе, а потом – сколько синих.
Упражнения на конструктивные навыки
Задача 1. Составь из палочек простой домик. Сколько палочек тебе понадобится? Переложи 2 палочки, чтобы получился флажок. Задача 2. Сколько одинаковых квадратиков на рисунке? Собери 5 таких же квадратиков из палочек. Убери 3 палочки так, чтобы получилось 3 квадрата. Убери 4 палочки так, чтобы осталось 3 квадрата. Убери 5 палочек так, чтобы получилось 3 квадрата.
Варианты ответов
Задача 3. Сколько одинаковых квадратов на образце? Сделай аналогичную постройку по образцу из палочек.
Убери 5 палочек, чтобы осталось 3 таких квадрата.
Задача 4. Сосчитай, сколько одинаковых квадратиков на нарисованном образце? Сделай постройку по образцу из палочек.
Убери 6 палочек, чтобы получилось 5 квадратиков. Убери 6 палочек, чтобы осталось 4 квадрата. В конце занятия предложите дошколёнку собрать свои фигуры.
Занятия 4-5
Цели
- Развивать у дошкольников навыки ориентировки на плоскости.
- Учить обобщать предметы по разным признакам.
- Совершенствовать комбинаторные навыки.
Оборудование
- Круги: 2 больших, 4 средних, 6 маленьких.
- 4 больших белых квадрата и 28 маленьких любого цвета.
- 3 квадрата жёлтого, синего, красного цвета.
Игра «Расставь стулья по кругу и в ряд»
Взрослый. К тебе пришли гости. Ты хочешь напоить их чаем. Какая мебель тебе понадобится? (Стол и стулья). Можно ли расставить стулья за столом по-разному?
Задача 1. За круглым столом 5 стульев: два больших и 3 маленьких. Какие варианты расстановки стульев ты можешь предложить?
Решение. У дошкольника круги 3 размеров. Манипулируя ими, он должен найти возможные варианты расположения стульев. Их всего 2.
Задача 2. Расставить те же 5 стульев в ряд. Здесь вариантов больше. Например:
Игра «Обивка стульев»
Взрослый. Сейчас мы будем решать задачки про стулья.
Упражнение 1. Мама решила подновить стулья. Она приобрела обивочную ткань 4 расцветок: жёлтую, зелёную, синюю. Сколько есть вариантов обить 2 стула так, чтобы они были разного цвета. Изобразим графически: