Если говорить о создании интеллектуальной базы для успешного обучения ребенка (в том числе для быстрого чтения), то нельзя обойти вниманием ассоциативное мышление.
Значение ассоциативного мышления
Сегодня я предлагаю вам материал об ассоциативном мышлении, о том, какое значение оно имеет в жизни, и как влияет на развитие дошкольников, школьников, да и вообще людей любого возраста. И что делать, если оно развито слабо или не развито вовсе.
Все дело в том, что наши память и мышление ассоциативны. Это значит, что мы склонны привязывать знания, полученные только что к уже известной информации. Вы замечали, что какое-то слово или выражение, или запах, или действие вызывает определенные воспоминания.
Например, вы идете по улице, и до вас доносится запах свежеиспеченного пирога. Сразу в уме возникают воспоминания о детстве, доме, маме, пекущей пироги к воскресному чаепитию, возможно, о друзьях и многих других вещах. Вот это и есть ассоциации.
Подбор ассоциаций будит в памяти массу сведений, что положительно сказывается практически на всех сторонах ума. Ассоциативное мышление полезно сказывается на скорости и продуктивности мыслительных процессов. Это очень хорошая тренировка для ума, недаром ассоциативное мышление присуще гениям. Благодаря ему, человек (малыш в том числе) становится способным к созданию
- новых оригинальных идей,
- смысловых связей.
Развивается и поднимается на новый уровень воображение, интуиция.
Ассоциативное мышление – особенное. Не новость, что у человека два полушария. У каждого своя задача. Левое мыслит словами, правое – образами. Так вот ассоциативное мышление соединяет их деятельность в нечто единое. И от этого получается совершенно новое качество, что тоже очень полезно для развития.
Большое значение ассоциации имеют для развития памяти. Каждый раз они поднимают с ее дна множество всяких сведений, казалось бы, давным-давно забытых, и таким образом активизируют процессы припоминания и воспроизведения информации. А кроме этого значительно расширяется активный словарь маленького человека.
Перед школой полезно проверить, умеет ли дошкольник создавать ассоциации.
Тест на ассоциативное мышление
Возьмем 30 слов, знакомых дошкольнику: десять обозначающих предметы (имена существительные), десять - действия (любые глаголы), а десять – качества (имена прилагательные). Перемешаем их и напишем в столбик, чтобы справа от слова осталось место, где будут записаны высказывания тестируемого.
Слова (примерный набор): солнце, быстрый, мальчик, волчий, рисовать, высокий, быстро, петь, кровать, сердитый, летать, стакан, стол, смеяться, лес, холодный, друг, яблоко, прыгать, книга, красный, расти, дом, веселый, вода, брат, широкий.
Смотрите, где ребенок испытывает наибольшие затруднения: тратит много времени, не может подобрать слово и т. д. Здесь и нужно поработать.
Если дошкольник или младший школьник затрудняется, то это может быть по трем причинам:
- не понял задания;
- не умеет находить ассоциации;
- боится высказывать свое мнение.
По качеству ответы можно разделить на две группы.
Высшие речевые реакции:
- когда дается качественная характеристика предмета: ответы типа солнце круглое, (желтое, греет), стакан - вода, красный - синий;
- в ответ на слово тестируемый называет родовое понятие: стол - мебель, яблоко - фрукт;
- отвечает по контрасту: смеяться - плакать, веселый - грустный, лес - поле.
Низшие речевые реакции:
- вместо того, чтобы ответить, ребёнок задает вопрос: яблоко - "где?" "какое?" (такие ответы называются ориентировочными);
- отказные ответы: "не знаю";
- созвучные: типа "брат - брать";
- на 2, 3 и более слов отвечает одним и тем же, например, своим именем;
- просто повторяет предъявляемое слово: "дом - дом" или называет множественное число "дом - дома".
Тренировка ассоциаций
Ассоциации можно и нужно тренировать. Для дошкольника полезной будет приведенная ниже игра.
Дайте ребёнку такую инструкцию: "Я назову слово, а ты назови первое слово, какое вспомнишь (или какое придет в голову)". Слова называйте по одному. Получается как "вопрос-ответ"
Например:
- окно, стол, ботинки, море, девочка, дом, птица, посуда, дерево, карандаш, бабочка, собака, совок, огурец, самолет, соль, трава, корова, радуга, облако, диван, заяц, цветок;
- стоит, говорит, пить, расти, петь, шить, рисовать, бежать, смеяться, падать, дружить, слезать;
- королевский, желтый, большой, холодный, высокий, толстый, ветреный, хороший, сердитый, деревянный, лисий;
- быстро, светло, неправильно, поздно, сердито, сухо, высоко, старательно, весело.
Все эти слова можно перемешать, чтобы мозг малыша постоянно переключался. Это полезно, так как формируются важные качества ума: переключение и распределение внимания. Чтобы подобрать слова для предъявления, используйте орфографический или другой словарь.
Для получения устойчивого результат, рекомендуется играть часто (5-6 раз в неделю) до тех пор, пока у ребёнка не будет получаться легко. Это примерно в течение 2 – 6 месяцев (у разных детей по-разному).
Сайт Нестандартные дети желает успехов!
Комментарии