Важная сторона развития у школьника логической культуры (способности логически мыслить) – это умение устанавливать смысловые связи в тексте. Для части учеников это довольно сложно.
Им полезно прежде научиться устанавливать смысловые связи между предметами и явлениями. Этот навык облегчит им более сложную работу с текстом.
Смысловые связи между предметами
Пример.
Даны два предмета КОРОВА – ТЕЛЁНОК. Какая между ними связь?
Варианты детских ответов (подготовительная группа)
- Корова гуляет с телёнком.
- Корова кормит телёнка молоком.
- Телёнок – это сынок коровы.
К первым двум утверждениям можно задать вопросы:
- Почему корова гуляет с телёнком?
- Почему она кормит его молочком?
Исчерпывающий – третий вариант, включающий и первый, и второй ответы.
Начинать тренировку установления смысловых связей полезно в подготовительной группе детского сада. Подойдут эти задания и для учеников начальной школы с затруднениями в обучении из-за недостатков логического мышления.
Задание на установление связей между предметами
Инструкция. Берём два предмета и ищем между ними максимально исчерпывающую смысловую связь.
Лодка/вода;
Птица/небо;
Лыжи/зима;
Зубы/жевать;
Звонок/урок;
Ручка/буква;
Лошадь/жеребёнок;
Мыло/руки;
Человек/дом;
Дерево/листья;
Мороз/шуба;
Роза/лето;
Ухо/слышать.
Задания на установление смысловых связей по аналогии
Взрослым может показаться задание очень примитивным. Давайте усложним для легко справляющихся ребят.
Слева написаны два слова с определённой смысловой связью. К примеру, между словами ПТИЦА/ГНЕЗДО есть смысловая связь: птица живёт в гнезде. Справа тоже слово и ряд слов на выбор: ЧЕЛОВЕК/девочка, ПТЕНЕЦ, РАБОЧИЙ, хлев, ДОМ. Из этого ряда слов выбираем одно, у которого смысловая связь как у птицы и гнезда.
Рассуждаем. Какая же связь между птицей и гнездом? Правильно, жилище птицы – гнездо. Значит надо найти жилище человека. Выбираем ДОМ.
Птица/гнездо |
Человек/девочка, птенец, рабочий, хлев, дом |
Школа/учитель |
Больница/больной, лечение, ученик, доктор, учреждение |
Хлеб/пекарь |
Дом/город, жилище, вагон, строитель, окно |
Ложка/борщ |
Вилка/ масло, тарелка, нож, мясо, посуда |
Песня/певец |
Картина/учитель, рисунок, рамка, художник, стена |
Овца/ягнёнок |
Корова/молоко, кефир, пастух, телёнок, рога |
Глаз/видеть |
Зубы/ слышать, рот, лечить, зубная паста, жевать |
Коньки/зима |
Лодка/ весло, каток, река, пароход, лето |
Нож/сталь |
Стол/ложка, скатерть, стул, дерево, еда |
Самолёт/лётчик |
Трактор/пахать, железо, транспорт, тракторист, рабочий |
Шапка/зима |
Панама/ осень, головной убор, одежда, сапоги, лето |
Автомобиль/шоссе |
Трамвай/вагоновожатый, транспорт, пассажиры, рельсы, кондуктор |
Торт/кондитер |
Суп/кастрюля, повар, плита, обед, стол |
Дерево/сосна |
Цветок/ваза, подарок, роза, куст, красота |
Лодка/вода |
Сани/зима, лошадь, снег, ямщик, шуба |
Дерево/ветки |
Рука/варежка, пальцы, кожа, мальчик |
Птица/воробей |
Металл/нож, плуг, железо, коньки, каток |
Дождь/зонтик |
Мороз/сани, шуба, зима, Новый год, подарки |
Снег/вода |
Лёд/река, мороз, шапка, вода, валенки |
Зима/лыжи |
Лето/коньки, поход, лагерь, велосипед. |
Шапка/вязать |
Платье/лето, сарафан, шить, надевать, гулять |
Кажется всё так просто. На деле многим детям требуется не один раз разъяснить суть задания и помочь сделать выбор и обосновать его. Но благодаря этой работе есть шанс научиться быстро устанавливать простые смысловые связи.
Комментарии