Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Важная сторона развития у школьника логической культуры (способности логически мыслить) – это умение устанавливать смысловые связи в тексте. Для части учеников это довольно сложно.

Им полезно прежде научиться устанавливать смысловые связи между предметами и явлениями. Этот навык облегчит им более сложную работу с текстом.

Смысловые связи между предметами

Пример.

Даны два предмета КОРОВА – ТЕЛЁНОК. Какая между ними связь?

Варианты детских ответов (подготовительная группа)

  1. Корова гуляет с телёнком.
  2. Корова кормит телёнка молоком.
  3. Телёнок – это сынок коровы.

К первым двум утверждениям можно задать вопросы:

  1. Почему корова гуляет с телёнком?
  2. Почему она кормит его молочком?

Исчерпывающий – третий вариант, включающий и первый, и второй ответы.

Начинать тренировку установления смысловых связей полезно в подготовительной группе детского сада. Подойдут эти задания и для учеников начальной школы с затруднениями в обучении из-за недостатков логического мышления.

Задание на установление связей между предметами

Инструкция. Берём два предмета и ищем между ними максимально исчерпывающую смысловую связь.

Лодка/вода;

Птица/небо;

Лыжи/зима;

Зубы/жевать;

Звонок/урок;

Ручка/буква;

Лошадь/жеребёнок;

Мыло/руки;

Человек/дом;

Дерево/листья;

Мороз/шуба;

Роза/лето;

Ухо/слышать.

Задания на установление смысловых связей по аналогии

Взрослым может показаться задание очень примитивным. Давайте усложним для легко справляющихся ребят.

Слева написаны два слова с определённой смысловой связью. К примеру, между словами ПТИЦА/ГНЕЗДО есть смысловая связь: птица живёт в гнезде. Справа тоже слово и ряд слов на выбор: ЧЕЛОВЕК/девочка, ПТЕНЕЦ, РАБОЧИЙ, хлев, ДОМ. Из этого ряда слов выбираем одно, у которого смысловая связь как у птицы и гнезда.

Рассуждаем. Какая же связь между птицей и гнездом? Правильно, жилище птицы – гнездо. Значит надо найти жилище человека. Выбираем ДОМ.

Птица/гнездо

Человек/девочка, птенец, рабочий, хлев, дом

Школа/учитель

Больница/больной, лечение, ученик, доктор, учреждение

Хлеб/пекарь

Дом/город, жилище, вагон, строитель, окно

Ложка/борщ

Вилка/ масло, тарелка, нож, мясо, посуда

Песня/певец

Картина/учитель, рисунок, рамка, художник, стена

Овца/ягнёнок

Корова/молоко, кефир, пастух, телёнок, рога

Глаз/видеть

Зубы/ слышать, рот, лечить, зубная паста, жевать

Коньки/зима

Лодка/ весло, каток, река, пароход, лето

Нож/сталь

Стол/ложка, скатерть, стул, дерево, еда

Самолёт/лётчик

Трактор/пахать, железо, транспорт, тракторист, рабочий

Шапка/зима

Панама/ осень, головной убор, одежда, сапоги, лето

Автомобиль/шоссе

Трамвай/вагоновожатый, транспорт, пассажиры, рельсы, кондуктор

Торт/кондитер

Суп/кастрюля, повар, плита, обед, стол

Дерево/сосна

Цветок/ваза, подарок, роза, куст, красота

Лодка/вода

Сани/зима, лошадь, снег, ямщик, шуба

Дерево/ветки

Рука/варежка, пальцы, кожа, мальчик

Птица/воробей

Металл/нож, плуг, железо, коньки, каток

Дождь/зонтик

Мороз/сани, шуба, зима, Новый год, подарки

Снег/вода

Лёд/река, мороз, шапка, вода, валенки

Зима/лыжи

Лето/коньки, поход, лагерь, велосипед.

Шапка/вязать

Платье/лето, сарафан, шить, надевать, гулять

Кажется всё так просто. На деле многим детям требуется не один раз разъяснить суть задания и помочь сделать выбор и обосновать его. Но благодаря этой работе есть шанс научиться быстро устанавливать простые смысловые связи.

Комментарии   
Евгений
0 #1 Евгений 10.10.2018 15:25
Отличная методика! Будет интересно предложить детям!
Цитировать
Добавить комментарий