Каждый может вспомнить историю из своей жизни, когда у него что-то не получалось, а учитель или родитель, словом, взрослый, говорил ему "думай". Сказать так все равно, что ничего не сказать. Этот совет всегда ставил лично меня в тупик: "Как думать-то?". В самом деле, что надо делать, чтобы думать? Думаю, что не одна я задавалась таким вопросом.
Итак, думать – значит мыслить. Из большого количества мыслительных операций обратим внимание на основные: анализ, сравнение, синтез. Освоив их ребенок научится:
- разбирать целое на части,
- сравнивать части и понимать отношения между ними,
- обобщать и собирать из частей целое.
Обучите ребенка этим операциям с помощью следующих заданий. Задания для развития мышления должны выполняться часто и тогда от них будет польза.
Задания для развития мышления ребенка
Задание 1. Целое и его части
В этом задании для развития мышления мы помогаем освоить анализ.
Возьмите какой-нибудь предмет из окружающего ребенка мира. Предложите ему представить его как целое. Можно нарисовать круг, чтобы в головушке застрял символ "целое". А затем пусть выделит части (элементы), из которых предмет состоит.
Например: кот – тело, лапы, хвост, уши, глаза, когти, усы, шерсть и т. д. Если элементы у этого предмета закончились, берите другой.
Упражнение проводится в 2 этапа:
- Сначала ребенок называет части вслух, а вы записываете.
- Потом он называет части предмета в уме и ставит палочки на бумаге.
Пока упражнение новое, по времени работу ребенка не ограничивайте. Когда малыш его освоит, можно ввести фактор времени. Посчитайте, сколько назвал частей предмета или нарисовал палочек за 3 минуты. Ориентировочные цифры для подготовишки и первоклассника:
- "вслух": хорошо – 20, отлично – 30 частей;
- "в уме": хорошо – 40, отлично 50.
Взрослые, взглянув на эти цифры, обычно говорят: «О! Да я и сам так не смогу!» Поначалу будет совсем мало. Но это дело тренировки. Отнеситесь к этим цифрам без фанатизма, потому что они ориентировочные. Возможно, у предмета столько элементов и не найдется. Главное здесь обучение ребенка анализу. Чтобы он понял суть процесса.
Когда закончатся предметы близкого окружения, переходите к знакомым предметам подальше. Если даете условно знакомые предметы, найдите картинки о них. Это не составит труда, если вы пользуетесь Интернетом. Например, кенгуру, жирафа и т.п. видели на картинке, но на подробности внимания не обращали.
Задание 2. Последовательность действий
Работаем со словами-действиями. Надо выбрать действие и разобрать его на операции, из которых оно состоит. Например: налить - взять, открыть, подставить, подождать, закрыть, убрать. Или прыгать – захотеть, разогнаться, толкнуться, вытягивать, лететь, приземляться… . Анализ как в предыдущем задании.
Задание 3. Сравнение
Разберите следующие примеры на сравнение: больше-меньше, выше-ниже, тяжелее-легче и другие. Например:
- Автобус больше легкового автомобиля.
- Слон больше бегемота.
- Жираф выше лошади.
- Слон тяжелее медведя.
- Избушка ниже многоэтажного дома.
- Заяц бежит быстрее черепахи.
- Гусеница двигается медленнее кузнечика.
Задание 4. Найди лишнее
Это упражнение можно предложить в двух вариантах:
- для не читающих
- и для читающих детей.
Читающим просто напишем слова печатными буквами.
Тем, кто не читает, надо предложить картинки предметов. Их можно найти в интернете и скачать себе на компьютер, сочетая в разных вариантах. А можно нарисовать самим. Здесь не нужно быть художником. Просто рисунки должны быть похожи на оригинал.
Начинайте с простого. Берите 4 хорошо знакомых ребенку предмета. Три из них можно объединить в одну "семейку". Неподходящий предмет должен сильно отличаться от остальных. Если слово или предмет незнакомы ребенку, то объясните. Не ставьте исключаемый предмет в одно и то же место в ряду. Обязательно спрашивайте, почему этот предмет сюда не подходит. Если ребенок затрудняется, объясните сами. Это будет как образец.
- Лук, картофель, свекла, шапка.
- Кепка, яблоко, шапка, шляпа.
- Змея, лошадь, корова, коза.
Когда ребенок освоит решение таких задач, усложните. Исключаемый предмет будет меньше отличаться.
- Лук, картофель, свекла, яблоко.
- Лошадь, корова, лиса, коза.
- Коза, свинья, воробей, конь.
- Лошадь, баран, жеребенок, корова.
Для школьников можно добавить еще один предмет, брать не только предметы, но и их качества и действия.
- Алексей, Павел, Федор, Иванов, Евгений.
- Дом, сарай, изба, хижина, здание.
- Яблоня, груша, вишня, дерево, персик, слива.
- Гнездо, муравейник, нора, курятник, берлога.
- Минута, секунда, сутки, час, вечер.
- Молоток, гвоздь, пила, топор, клещи.
- Глубокий, высокий, коричневый, низкий, мелкий.
Ответы: яблоко, лиса, воробей, жеребенок, Иванов, здание, дерево, курятник, гвоздь, вечер, коричневый.
Задание 5
Возьмите 2 предмета и предложите ребенку определить, в каких отношениях они могут находиться. Пример:
- суп, собака: собака ест суп;
- лист, груша: лист растет на груше.
Задание 6. Догадайся, каким будет четвертое слово.
Это задание идет, как усложненное продолжение предыдущего.
- Дом – крыша, книга - … .
- Птичка – яйцо, цветок - … .
- Хорошо – лучше, медленно - … .
- Электричество – выключатель, вода - … .
- Школа – обучение, больница - … .
Ответы: обложка, семя, быстрее, кран, лечение.
Материал можно взять из книг:
- М. И. Моро и др. "Математика в картинках". Рекомендую особенно. Еще со своими собственными детьми занималась. Книга написана в те времена, когда пытались обучать детей с 6 лет. Хороша для подготовки дошкольников к обучению в школе. Содержит одни задания для развития мышления, которые можно выполнять прямо в книге. Не нашла, где можно купить. Издана почти 30 лет назад и рассматривается, как букинистическая. Но можно скачать.
- Л. Г. Парамонова "Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом".
Комментарии