Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Математика в картинкахКаждый может вспомнить историю из своей жизни, когда у него что-то не получалось, а учитель или родитель, словом, взрослый, говорил ему "думай". Сказать так все равно, что ничего не сказать. Этот совет всегда ставил лично меня в тупик: "Как думать-то?". В самом деле, что надо делать, чтобы думать? Думаю, что не одна я задавалась таким вопросом.

Итак, думать – значит мыслить. Из большого количества мыслительных операций обратим внимание на основные: анализ, сравнение, синтез. Освоив их ребенок научится:

  1.  разбирать целое на части,
  2. сравнивать части и понимать отношения между ними,
  3. обобщать и собирать из частей целое.

Обучите ребенка этим операциям с помощью следующих заданий. Задания для развития мышления должны выполняться часто и тогда от них будет польза.

Задания для развития мышления ребенка

Задание 1. Целое и его части

В этом задании для развития мышления мы помогаем освоить анализ.

Возьмите какой-нибудь предмет из окружающего ребенка мира. Предложите ему представить его как целое. Можно нарисовать круг, чтобы в головушке застрял символ "целое". А затем пусть выделит части (элементы), из которых предмет состоит.

Например: кот – тело, лапы, хвост, уши, глаза, когти, усы, шерсть и т. д.  Если элементы у этого предмета закончились, берите другой.

Упражнение проводится в 2 этапа:

  1. Сначала ребенок называет части вслух, а вы записываете.
  2. Потом он называет части предмета в уме и ставит палочки на бумаге.

Пока упражнение новое, по времени работу ребенка не ограничивайте. Когда малыш его освоит, можно ввести фактор времени. Посчитайте, сколько назвал частей предмета или нарисовал палочек за 3 минуты. Ориентировочные цифры для подготовишки и первоклассника:

  1. "вслух": хорошо – 20, отлично – 30 частей;
  2. "в уме": хорошо – 40, отлично 50.

Взрослые, взглянув на эти цифры, обычно говорят: «О! Да я и сам так не смогу!» Поначалу будет совсем мало. Но это дело тренировки. Отнеситесь к этим цифрам без фанатизма, потому что они ориентировочные. Возможно, у предмета столько элементов и не найдется. Главное здесь обучение ребенка анализу. Чтобы он понял суть процесса.

Когда закончатся предметы близкого окружения, переходите к знакомым предметам подальше. Если даете условно знакомые предметы, найдите картинки о них. Это не составит труда, если вы пользуетесь Интернетом. Например, кенгуру, жирафа и т.п. видели на картинке, но на подробности внимания не обращали.

Задание 2. Последовательность действий

Работаем со словами-действиями. Надо выбрать действие и разобрать его на операции, из которых оно состоит. Например: налить - взять, открыть, подставить, подождать, закрыть, убрать. Или прыгать – захотеть, разогнаться, толкнуться, вытягивать, лететь, приземляться… . Анализ как в предыдущем задании.

Задание 3. Сравнение

Разберите следующие примеры на сравнение: больше-меньше, выше-ниже, тяжелее-легче и другие. Например:

  1. Автобус больше легкового автомобиля.
  2. Слон больше бегемота.
  3. Жираф выше лошади.
  4. Слон тяжелее медведя.
  5. Избушка ниже многоэтажного дома.
  6. Заяц бежит быстрее черепахи.
  7. Гусеница двигается медленнее кузнечика.

Задание 4. Найди лишнее

Это упражнение можно предложить в двух вариантах:

  1. для не читающих
  2. и для читающих детей.

Читающим просто напишем слова печатными буквами.

Тем, кто не читает, надо предложить картинки предметов. Их можно найти в интернете и скачать себе на компьютер, сочетая в разных вариантах. А можно нарисовать самим. Здесь не нужно быть художником. Просто рисунки должны быть похожи на оригинал.

Начинайте с простого. Берите 4 хорошо знакомых ребенку предмета. Три из них можно объединить в одну "семейку". Неподходящий предмет должен сильно отличаться от остальных. Если слово или предмет незнакомы ребенку, то объясните. Не ставьте исключаемый предмет в одно и то же место в ряду. Обязательно спрашивайте, почему этот предмет сюда  не подходит. Если ребенок затрудняется, объясните сами. Это будет как образец.

  1. Лук, картофель, свекла, шапка.
  2. Кепка, яблоко, шапка, шляпа.
  3. Змея, лошадь, корова, коза.

Когда ребенок освоит решение таких задач, усложните. Исключаемый предмет будет меньше отличаться.

  1. Лук, картофель, свекла, яблоко.
  2. Лошадь, корова, лиса, коза.
  3. Коза, свинья, воробей, конь.
  4. Лошадь, баран, жеребенок, корова.

Для школьников можно добавить еще один предмет, брать не только предметы, но и их качества и действия.

  1. Алексей, Павел, Федор, Иванов, Евгений.
  2. Дом, сарай, изба, хижина, здание.
  3. Яблоня, груша, вишня, дерево, персик, слива.
  4. Гнездо, муравейник, нора, курятник, берлога.
  5. Минута, секунда, сутки, час, вечер.
  6. Молоток, гвоздь, пила, топор, клещи.
  7. Глубокий, высокий, коричневый, низкий, мелкий.

Ответы: яблоко, лиса, воробей, жеребенок, Иванов, здание, дерево, курятник, гвоздь, вечер, коричневый.

Задание 5

Возьмите 2 предмета и предложите ребенку определить, в каких отношениях они могут находиться. Пример:

  1. суп, собака: собака ест суп;
  2. лист, груша: лист растет на груше.

Задание 6. Догадайся, каким будет четвертое слово.

Это задание идет, как усложненное продолжение предыдущего.

  1. Дом – крыша, книга - … .
  2. Птичка – яйцо, цветок - … .
  3. Хорошо – лучше, медленно - … .
  4. Электричество – выключатель, вода - … .
  5. Школа – обучение, больница - … .

Ответы: обложка, семя, быстрее, кран, лечение.

Материал можно взять из книг:

  1. М. И. Моро и др. "Математика в картинках". Рекомендую особенно. Еще со своими собственными детьми занималась. Книга написана в те времена, когда пытались обучать детей с 6 лет. Хороша для подготовки дошкольников к обучению в школе. Содержит одни задания для развития мышления, которые можно выполнять прямо в книге. Не нашла, где можно купить. Издана почти 30 лет назад и рассматривается, как букинистическая. Но можно скачать.
  2. Л. Г. Парамонова "Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом".

Комментарии  

0 # Анатолий 20.06.2013 20:10
Галина, спасибо за такую интересную и познавательную информацию. У меня двое деток и я тоже стараюсь учить их думать. Спасибо за ваши задания, сегодня с дочерью позанимаемся, она у меня в этом году идет в первый класс. Сейчас стараемся каждый день с ней заниматься.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Ирина 20.06.2013 23:21
Галина, столько полезной информации, скинула Вашу статью снохе и дочери у них малые детки пусть выполняют “Задания для развития мышления”
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Оксана 21.06.2013 14:49
Галина, спасибо большое за проделанную работу! Здесь собран очень полезный и нужный материал! Мой малыш подрастает, так что для нас это особенно актуально!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Лара 21.06.2013 14:55
У меня уже и дети и внучки взрослые, надеюсь способны правильно размышлять и думать... Но для родителей с малыми детьми, очень познавательно!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Ольга Орлова 21.06.2013 17:49
Какие интересные задания, думаю моей дочке понравится заниматься, она у меня очень подвижная, всегда куда-то спешит.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Виктория 24.06.2013 01:04
классные упражнения, мы еще не школьники, но думаю, что и нам можно поиграть в части тела и в части предметов.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Галина 24.06.2013 23:40
Хорошие задания, с детками надо очень много заниматься, запастись большим терпением, чтобы был хороший результат!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Роман 25.06.2013 19:07
Как научить ребенка думать. Для родителей с малыми детьми, очень познавательно. С меня твит
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Светлана 11.07.2013 00:07
Отличные задания для развития мышления. Моя внучка, когда ленится говорит: " Думалка не хочет думать",
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий