Предлагаемые словесные игры будут полезны и обычным дошкольникам, и школьникам начальной школы с речевыми и другими проблемами. Да и просто для сокращения времени в путешествиях.
Словесные игры для дошкольников и школьников
- помогут пополнить словарный запас детей новыми понятиями,
- активизируют навыки словообразования и словоизменения,
- активизируют процесс извлечения из памяти,
- будут способствовать развитию внимания, ассоциаций, а также логического мышления,
- помогут подготовиться к обучению в школе.
Игр со словом для дошкольников огромное количество. Вы можете с их помощью с детства научить малыша такому владению словом, которому учатся взрослые в бизнесе за большие деньги. Читайте о подобных упражнениях ещё здесь и играйте с удовольствием.
Правила словесной игры
У словесных игр широкий спектр применения.
Их можно применить и как развивающие (для обычных детей), и как коррекционные (если у вашего чада есть проблемы).
Каждый раз используйте 1-2 упражнения. Если вы поменяете инструкцию, то это будет уже другая игра на том же материале (пример: "Узнай домашних животных").
В конце словесной игры полезно будет выбрать какой-нибудь предмет и нарисовать его. Рисование поможет соотнести слово и образ, что важно для развития взаимодействия между полушариями головного мозга.
И еще добрый совет. У педагогов есть хорошее правило: составлять картотеки. Просто родителям это тоже не помешает.
Собирайте словесные игры. Наклейте каждое упражнение на картон, и поставьте в коробку. У вас получится удобная для применения картотека (не надо каждый раз искать в интернете). Мы постарались расположить материал в удобном для картотеки виде.
Научите своего малыша играть в подвижные и словесные игры. Он сможет стать заводилой и лидером среди сверстников. Дети потянутся к нему и будут уважать вашего ребенка.
Словесные игры для развития мышления
Узнай домашних животных
Задание: слушай внимательно слова и назови только домашних животных. Детям 3-4 лет и детям с задержкой развития повторять несколько раз (если необходимо). Слова произносить медленно и внятно. Если малыш не знает кого-то из домашних питомцев, покажите картинку в Интернете.
Инструкция. Я буду называть разных животных. Когда услышите название домашнего животного (дикого животного, птицы, взрослого животного, детеныша и прочее), надо хлопнуть в ладоши (подпрыгнуть, присесть, поднять руки, свистнуть, крикнуть, квакнуть и т. д.). Старшим дошкольникам можно называть все слова подряд.
- лиса, собака, обезьяна, заяц;
- лошадь, тигр, енот, медведь;
- петух, индюк, куропатка;
- баран, лось, теленок, белка;
- жираф, курица, коза;
- утка, селезень, журавль;
- синица, гусь, кролик;
- слон, корова, рысь;
- жеребенок, кошка, мышка;
- свинья, кабан, землеройка;
- крот, ягненок, уж;
- цыпленок, волк, козленок;
- бизон, сарай, овца.
Какие слова обозначают транспорт?
Инструкция. Аналогична инструкции к предыдущему упражнению.
- грузовик, велосипед, скамейки;
- столб, метро, лодка, вертолет;
- автобус, дорога, море, машина;
- поезд, дом, самокат, магазин;
- трамвай, троллейбус, космос, луна;
- пароход, водитель, ракета, комета;
- дерево, самолет, балкон, телега.
Смысловые ряды
Инструкция. Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое.
- птица-гнездо, собака -...;
- куртка-ткань, сапоги-…;
- лошадь-жеребенок, корова-…;
- книга-обложка, дом -…;
- собака- щенок, человек-...;
- каша-ложка, мясо-…;
- лодка-вода, поезд-…;
- белка-дупло, человек - ...;
- цветок-стебель, дерево-…;
- окно-подоконник, шкаф - …;
- береза-листья, сосна - …;
- солнце-светло, ночь-...;
- шуба-пуговица, ботинок -….
Правильные слова: конура, кожа, крыша, ребенок, ствол, вилка, рельсы, дом, полка, иголки, шнурок.
Отгадай предмет
Инструкция. Я назову части, а ты догадайся, какому вещи они принадлежат.
- кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик);
- обложка, листы, картинки, буквы (книга);
- ствол, ветки, сучья, листья, кора, плоды, корни (дерево);
- ручки, зубья, (пила);
- дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);
- растения, садовник, забор, земля (сад);
- подъезд, этаж, перила, лестница, квартиры, лифт, чердак (дом);
- спинки, матрас, ножки (кровать);
- крылья, кабина, салон, хвост, мотор (самолет);
- подошва, каблук, голенище, носок (сапог, ботинок)
- глаза, лоб, ресницы, нос, рот, подбородок, брови, щеки (лицо);
- лепестки, стебель, листья, тычинки (цветок);
- пол, стены, обои, потолок (комната);
- кипяток, заварка, чашка, сахар, конфета (чай);
- подоконник, рама, форточка, стекло (окно).
Что общее у предметов?
Инструкция. Я назову предметы, а ты догадайся, что у них общее и мне объясни.
У двух предметов:
- персик, слива (фрукты);
- огурец, морковь (овощи);
- стол, стул (мебель);
- корова, коза (домашние животные);
- шляпа, шапка (головные уборы);
- тюльпан, роза (цветы);
- кастрюля, сковорода (посуда);
- шкаф, кровать (мебель);
- платье, юбка (одежда);
- дождь, снег (осадки);
- сапоги, ботинки (обувь);
- коза, свинья (домашние животные);
- тарелка, ложка (посуда);
- сорока, воробей (птицы);
- Москва, …(название родного города) (города);
- Волга, Дон (реки);
- квас, фанта (напитки);
- самолет, вертолет (воздушный транспорт);
- автобус, троллейбус (наземный транспорт);
- кошка, коза (домашние животные).
- катер, корабль (водный транспорт);
У трех предметов:
- тарелка, сковорода, чашка (посуда);
- мяч, солнце, шарик (круглые);
- сапоги, ботинки, туфли (обувь);
- пирамида, груша, елка (похожи на треугольник);
- солнце, одуванчик, круг (круглые);
- портфель, ручка, тетрадка (школьные принадлежности);
- лист, трава, елка, крокодил (зеленые).
Отгадай, о какой группе предметов идет речь
(развивает умение давать определения понятиям).
- Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи).
- Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (фрукты).
- Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей, грузы (транспорт).
- Надевают на голову в любое время года, особенно зимой (головные уборы).
- Эти вещи надевают в холодную погоду. Бывают длинные и короткие. Спереди застежка (верхняя одежда).
- Носят на ногах (обувь).
- Полезны человеку. Он ухаживает за ними. Живут в хлеву (домашние животные).
- Эти вещи шьют из меха или вяжут из шерстяных ниток. Надевают зимой на голову (головные уборы или более конкретно - шапки).
Отгадай название предмета по описанию
Например: "Что это?"
Овощ, круглый, красный, вкусный.
Признаки
- Это фрукт сладкий, оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которая легко снимается.
- Это фрукт желтого цвета; очень кислый.
- Это дерево с короткими зелеными иголками. Если смотреть издалека, похоже на треугольник.
- Дерево с длинными зелеными иголками. Ставят в Новый год вместо елки.
- Это кустарник с мелкими ягодами, которые бывают черные, белые и красные.
- Это дерево с плотными, крепкими листьями; плоды его называются.
- Это цветок желтого цвета. Он цветет рано весной. Когда он отцветет, семена разлетаются на белых парашютах.
- Это тоже цветок, у него желтая сердцевинка и белые лепестки.
- Это овощ. Круглой формы. Из него варят щи.
Подберите соответствующих животных к следующим словам
Инструкция. Я скажу слова, а ты догадайся, о ком это. Нарисуй животное.
- лохматый, косолапый...;
- маленький, звенящий, длинноносый...;
- голодный, серый, зубастый, злой...;
- большой, рогатый...;
- злой, зубастый, зеленый...;
- маленькая, ловкая, проворная...;
- зеленая, пучеглазая...;
- хищный, сильный, полосатый...;
- ловкая, шумная, хвостатая...;
- яркое, теплое...;
- большой, серый, большеухий, толстоногий...;
- маленький, черный, трудолюбивый...;
- длиннохвостая, стрекочущая...;
- серый, колючий....
Играйте в словесные игры и получайте пользу и удовольствие. Сайт Нестандартные дети желает успехов!
Комментарии
Спасибо, беру себе на заметку, очень нужная информация!!!