Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Вслед за гибкостью и беглостью рассмотрим оригинальность нашего мышления. Оригинальность – это способность быть непохожим на всех.

Мы можем развить умение быстро или гибко что-то делать с помощью конкретных технологий. Но как развить способность быть непохожим на других (нестандартным)?

Здесь скорее надо говорить о развитии возможности чувствовать границы своей оригинальности или не оригинальности, то есть способности оценить своё действие как отличающееся от всех остальных или как действие типичное. Быть непохожим на других – это ощущение самого человека. Можно ли качество развить исходя из этого или нельзя? В литературе,  в интернете вы не найдёте каких либо упражнений на развитие оригинальности.

Быть непохожим - значит уметь смотреть на объект с неожиданной стороны. Психолог Микляева А. В. видит прямым аналогом этого качества чувство юмора. Для развития оригинальности мышления в определённых пределах можно использовать этот ресурс.

По определению В. И. Даля: «Юмор – весёлая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко выставлять странность обычаев, порядков и нравов»

В умении шутить, то есть что-то видеть не так, как видят другие, как раз таки и проявляется человеческая мыслительная нестандартность.

Юмор и оригинальность

Механизмы юмора описаны в современной психологии. Рассмотрим некоторые из них.

Они могут рассматриваться как основные направления конструирования технологий (т. е. методов) развития оригинальности мышления. 

  1. Ложное противопоставление (псевдоконтраст).

Иллюстрацией будет детский анекдот.

Мальчик разговаривает с папой. Папа, сколько лет тебе было, когда ты женился? 24. А маме, когда она вышла замуж? 22. Так мама вышла замуж на 2 года раньше, чем ты женился?

То есть мы выстраиваем логическую связь между тем, что на самом деле логичным не является.

  1. Ложное усиление (псевдоусиление).

Пример высказывание Марка Твена об уме, звучащее примерно так.

У меня, похоже, большие запасы ума. У меня такие большие запасы ума, что чтобы пораскинуть им требуется как минимум неделя.

Усиление признака, не являющегося ключевым для усиливаемого объекта.

  1. Доведение до абсурда, до нелепости.

Когда мы вообще переворачиваем ситуацию.

Пример выражение М. Твена (тоже в вольном пересказе) о том, что слухи о его смерти можно считать сильно преувеличенными.

Нелепости чаще всего создаются как совмещение несовместимого, соединение несоединимого ("агглютинация" в латинском варианте).

На этом принципе построено огромное количество образов: художественных, литературных. Это сейчас они стали привычными, а на момент возникновения были оригинальнее не придумаешь.

  • Представьте, как оригинально и ярко впервые прозвучал образ русалки. Взяли девушку, прилепили ей рыбий хвост. Получилось нечто настолько необычное, что дожило до наших дней.
  • Или избушка на курьих ножках. Взяли избу, приклеили к ней куриные ноги, никакого отношения к избе не имеющие. Получилось нечто неповторимое.

Значит, создание нелепостей – очень важный механизм формирования непохожести на других.

В работе с дошкольниками часто используются картинки с тем, что неправильно: кот летает по воздуху, свинья живёт на дереве, зимой цветут розы и т. д. Очевидные нелепые вещи.

Такого рода задания совершенно не используются в работе с подростками. Конечно, смешно  предлагать подобные картинки десятилетним, а тем более пятнадцатилетним подросткам. Не их уровень сложности.

Но перевернуть задание с ног на голову (основной принцип доведения до абсурда) вполне можно. Звучит так.

  • Придумай нелепицу сам.
  • Придумай нелепицу таким образом, чтобы всё было не так, как в обычной жизни.

Вот это задание способствует именно развитию оригинальности мышления. и опирается на механизм доведения до абсурда.

Это далеко не все возможные технологии. Их гораздо больше.

Подведём итог

  1. Гибкость и беглость креативного мышления развить гораздо проще, чем добиться оригинальности.
  2. На первом этапе главная задача научить человека оценивать то, что он делает. Оригинально это или типично.

Тут потребуется определённый уровень рефлексии (самоанализа). А она развивается активно только в подростковом возрасте. Надеяться, что можно насильственно развить оригинальность мышления у младших школьников или (ещё круче) дошкольников, не приходится.

Имеет смысл учить их быстро и гибко замечать различные стороны предметов и явлений. Когда у детей хороши беглость и гибкость, оригинальность в подростковом возрасте больше вероятна.

Комментарии  

0 #2 Ольга Леонова 22.03.2019 10:26
Юмор это здорово, всегда думала, что с ним рождаются. А вот в творческое — нужно развивать.
Цитировать
0 #1 Светлана Локтыш 18.03.2019 08:00
Замечательно рассказано о юморе и оригинальности. Честно говоря, раньше никогда не ставила знак почти равенства между этими явлениями. Но поразмыслив, соглашусь: чувство юмора играет не последнюю роль.
Спасибо.
Цитировать

Добавить комментарий