Вслед за гибкостью и беглостью рассмотрим оригинальность нашего мышления. Оригинальность – это способность быть непохожим на всех.
Мы можем развить умение быстро или гибко что-то делать с помощью конкретных технологий. Но как развить способность быть непохожим на других (нестандартным)?
Здесь скорее надо говорить о развитии возможности чувствовать границы своей оригинальности или не оригинальности, то есть способности оценить своё действие как отличающееся от всех остальных или как действие типичное. Быть непохожим на других – это ощущение самого человека. Можно ли качество развить исходя из этого или нельзя? В литературе, в интернете вы не найдёте каких либо упражнений на развитие оригинальности.
Быть непохожим - значит уметь смотреть на объект с неожиданной стороны. Психолог Микляева А. В. видит прямым аналогом этого качества чувство юмора. Для развития оригинальности мышления в определённых пределах можно использовать этот ресурс.
По определению В. И. Даля: «Юмор – весёлая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко выставлять странность обычаев, порядков и нравов»
В умении шутить, то есть что-то видеть не так, как видят другие, как раз таки и проявляется человеческая мыслительная нестандартность.
Юмор и оригинальность
Механизмы юмора описаны в современной психологии. Рассмотрим некоторые из них.
Они могут рассматриваться как основные направления конструирования технологий (т. е. методов) развития оригинальности мышления.
- Ложное противопоставление (псевдоконтраст).
Иллюстрацией будет детский анекдот.
Мальчик разговаривает с папой. Папа, сколько лет тебе было, когда ты женился? 24. А маме, когда она вышла замуж? 22. Так мама вышла замуж на 2 года раньше, чем ты женился?
То есть мы выстраиваем логическую связь между тем, что на самом деле логичным не является.
- Ложное усиление (псевдоусиление).
Пример высказывание Марка Твена об уме, звучащее примерно так.
У меня, похоже, большие запасы ума. У меня такие большие запасы ума, что чтобы пораскинуть им требуется как минимум неделя.
Усиление признака, не являющегося ключевым для усиливаемого объекта.
- Доведение до абсурда, до нелепости.
Когда мы вообще переворачиваем ситуацию.
Пример выражение М. Твена (тоже в вольном пересказе) о том, что слухи о его смерти можно считать сильно преувеличенными.
Нелепости чаще всего создаются как совмещение несовместимого, соединение несоединимого ("агглютинация" в латинском варианте).
На этом принципе построено огромное количество образов: художественных, литературных. Это сейчас они стали привычными, а на момент возникновения были оригинальнее не придумаешь.
- Представьте, как оригинально и ярко впервые прозвучал образ русалки. Взяли девушку, прилепили ей рыбий хвост. Получилось нечто настолько необычное, что дожило до наших дней.
- Или избушка на курьих ножках. Взяли избу, приклеили к ней куриные ноги, никакого отношения к избе не имеющие. Получилось нечто неповторимое.
Значит, создание нелепостей – очень важный механизм формирования непохожести на других.
В работе с дошкольниками часто используются картинки с тем, что неправильно: кот летает по воздуху, свинья живёт на дереве, зимой цветут розы и т. д. Очевидные нелепые вещи.
Такого рода задания совершенно не используются в работе с подростками. Конечно, смешно предлагать подобные картинки десятилетним, а тем более пятнадцатилетним подросткам. Не их уровень сложности.
Но перевернуть задание с ног на голову (основной принцип доведения до абсурда) вполне можно. Звучит так.
- Придумай нелепицу сам.
- Придумай нелепицу таким образом, чтобы всё было не так, как в обычной жизни.
Вот это задание способствует именно развитию оригинальности мышления. и опирается на механизм доведения до абсурда.
Это далеко не все возможные технологии. Их гораздо больше.
Подведём итог
- Гибкость и беглость креативного мышления развить гораздо проще, чем добиться оригинальности.
- На первом этапе главная задача научить человека оценивать то, что он делает. Оригинально это или типично.
Тут потребуется определённый уровень рефлексии (самоанализа). А она развивается активно только в подростковом возрасте. Надеяться, что можно насильственно развить оригинальность мышления у младших школьников или (ещё круче) дошкольников, не приходится.
Имеет смысл учить их быстро и гибко замечать различные стороны предметов и явлений. Когда у детей хороши беглость и гибкость, оригинальность в подростковом возрасте больше вероятна.
Комментарии
Спасибо.