Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 Подготовка к школе детей с ЗПР - дело достаточно долгое. Если мы хотим "вытянуть" своего ребёнка из имеющегося состояния, то надо помнить об ограниченности их знаний об окружающем.

Поэтому надо сочетать слова и образы. Пример показан на авторской сказке "Гадкий утёнок". В этом уроке сказка покороче, но принципы работы остаются те же:

  1. сперва читаем текст полностью;
  2. делим на части и работаем уже с ними;
  3. подводим итоги, пересказывая сказку с опорой на наглядность.

Одновременно рисуем, лепим, рассматриваем картинки и выполняем другую продуктивную деятельность.

Сказка "Почему барсук и лиса в норах живут"

Часть 1

Когда-то, рассказывают, не было у зверей и скота хвостов. Только один царь звериный — лев — имел хвост.
Плохо жилось зверям без хвостов. Зимой ещё кое-как, а подойдёт лето — нету спасения от мух да мошкары. Чем их отгонишь? Заедали оводы да слепни. Хоть караул кричи, коль нападут.

Узнал про такую беду звериный царь и дал указ, чтоб все звери шли к нему хвосты получать.
Кинулись царские гонцы во все концы зверей созывать. Летят, в трубы трубят, в барабаны бьют, никому спать не дают. Увидали волка — передали ему царский указ. Увидали быка, барсука — тоже позвали. Лисице, кунице, зайцу, лосю, дикому кабану — всем сказали, что надо.
Остался один лишь медведь. Долго искали его гонцы, нашли, наконец, сонного в берлоге. Разбудили, растолкали и велели, чтоб за хвостом поспешал.

Вопросы

  1. Кто был царь зверей? Обведи, раскрась. Потом нарисуй льва самостоятельно поэтапно, как здесь
  2. У кого единственного из зверей в давние времена был хвост?
  3. Чем было неудобно зверям отсутствие хвостов?
  4. Какие насекомые их сильно кусали?

Рассмотрите врагов животных: диких и домашних. Чем они похожи друг на друга. Как их всех назвать одним словом? (Насекомые) Читающий малыш прочитает подписи.  Тогда их лучше разделить на слоги дугами, как показано. Дополнительно прочитайте своим детям с ЗПР коротенькие познавательные рассказы о насекомых Г. Обнорской.

Поработаем с глобальным чтением. Ниже картинка с разными словами. Задание: найти среди них названия указанных выше насекомых. Такую работу даём не читающим дошкольникам или школьникам.  Пусть ученик вам докажет, что это именно то слово, пусть сравнит типа: тут такая буква и тут тоже. Я обычно показываю другое слово: а почему не это слово?

Работа вроде совсем лёгкая. Но это на на взрослый взгляд.  Детям с ЗПР имеющим нарушение восприятия, зрительной памяти и проч., бывает совсем нелегко.

  1. Что велел сделать звериный царь?
  2. Кто помчался сообщать зверям царский указ?
  3. Кому рассказали гонцы идти за хвостом?
  4. Составь карту памяти, что никого не забыть.

Часть 2

Да когда же оно было, чтоб медведь да торопился. Бредёт себе потихоньку, помаленьку — топ, топ, всё кругом разглядывает, нюхом мёд выискивает. Видит — пчелиное дупло на липе. “Дорога-то к царю долгая, — думает, — надобно подкрепиться”.

Взобрался медведь на дерево, а там, в дупле, мёду полным-полно. Забормотал он на радостях, да и стал дупло выдирать, мёд загребать, за обе щеки уплетать. Наелся, глянул на себя, а шуба-то вся в меду да в трухе!.. “Как же, — думает, — в таком виде пред царские очи являться?”
Пошёл медведь на речку, вымыл шубу да и прилег на пригорке сушиться. А солнышко так припекло, что не успел Мишка и оглянуться, как уже сладко захрапел.

Вопросы

  1. Кто не торопился за хвостом? Обведи животное по пунктирным линиям. Какого цвета медведь водится в наших лесах? (Бурый) Раскрась. 
  2. Что этот зверь высматривал по дороге к царю?
  3. Что он нашёл в липовом дупле? Нарисуй, как медведь на липу к дуплу с мёдом залез.
  4. Как Мишка ел мёд, и что пришлось делать потом? Нарисуй отдыхающего медведя, как сумеешь.

Часть 3

Тем временем стали звери к царю собираться. Первой прибежала лиса. Огляделась по сторонам, а перед царским дворцом целая куча хвостов: и длинные, и короткие, и голые, и пушистые…

Поклонилась лиса царю и говорит:
— Ясновельможный господин царь! Я первая откликнулась на твой царский указ. Дозволь же мне за это выбрать себе хвост, какой захочется…

Ну, царю-то все равно, какой хвост дать лисе.
— Ладно, — говорит, — выбирай себе хвост по вкусу.

Разворошила хитрая лиса всю кучу хвостов, выбрала самый красивый — длинный, пушистый — и помчалась назад, пока царь не передумал.
За лисой прискакала белка, выбрала себе хвост тоже красивый, да только поменьше, чем у лисы. За нею — куница. И она с хорошим хвостом назад побежала.

Бык, тот выбрал себе хвост самый длинный, с густою метёлкой на конце, чтоб было чем от оводов да слепней отмахиваться. А барсук схватил хвост широкий да толстый.

Лошадь взяла себе хвост из сплошного волоса. Прицепила, махнула по правому боку, по левому — хорошо бьёт. “Теперь мухам смерть!” — заржала она на радостях и поскакала на свой луг.

Последним прибежал зайчик.
— Где же ты был? — говорит царь. — Видишь, у меня один только маленький хвостик остался.
— А мне и этого хватит! — обрадовался зайчик. — Оно и лучше, чтоб налегке от волка и собаки убежать.
Прицепил себе зайчишка коротенький хвостишко куда полагается, скакнул раз, другой и побежал весёлый домой. А звериный царь все хвосты раздал и пошёл спать.

  1. Назови по порядку, кто пришёл за хвостом?
  2. Составь из предложенных картинок животных цепочку с помощью стрелок. 
  3. Какой хвост кому принадлежит? Соедини стрелками хозяина и его хвостик. 

Часть 4

Только под вечер проснулся медведь. Вспомнил, что надо ведь к царю за хвостом торопиться. Глянул, а солнце-то уже за лес катится. Кинулся он со всех ног галопом. Бежал, бежал, аж вспотел бедняга. Прибегает к царскому дворцу, а там — ни хвостов, ни зверей… “Что же теперь делать? — думает медведь. — Все будут с хвостами, один я без хвоста…”

Повернул Мишка назад и злой-презлой потопал в свой лес. Идет он, вдруг видит — на пне барсук вертится, ладным своим хвостом любуется.
— Послушай, барсук, — говорит медведь, — зачем тебе хвост? Отдай его мне!

— И что ты, дядька медведь, выдумал! — удивляется барсук. — Разве можно такого красивого хвоста лишиться?
— А не дашь по доброй воле, силой отберу, — буркнул медведь и положил свою тяжелую лапу на барсука.
— Не дам!.. — закричал барсук и рванулся изо всех сил бежать.
Смотрит медведь, а у него в когтях кусок барсучьей шкуры остался да кончик хвоста. Бросил он шкуру прочь, а кончик хвоста себе прицепил и двинулся в дупле мёд доедать.

А барсук от страха места себе не найдет. Куда ни спрячется, все ему мерещится, что вот-вот придет медведь, остаток хвоста отберет. Вырыл он тогда в земле большую нору, там и поселился. Рана на спине зажила, а осталась зато темная полоска. Так до сих пор она и не посветлела.

Вопросы

  1. Успел медведь за хвостом к царю зверей? Почему?
  2. Почему барсук не отдал хвостик?
  3. У кого он потребовал отдать ему хвостик?
  4. Как медведь отобрал его: весь или часть?
  5. Что сделал барсук, чтобы от Мишки спрятаться?

Часть 5

Бежит раз лиса, глядь — нора, а в ней кто-то храпит. Забралась она в нору, видит, там барсук спит.
— Что это тебе, соседушко, наверху тесно, что ты под землю забрался? — удивляется лиса.
— Да-а, лисичка, — вздохнул барсук, — правда твоя — тесно. Если бы не еду искать, то и ночью бы не выходил отсюда.
И рассказал барсук лисе, отчего ему на земле тесно. “Э-э, — подумала лиса, — коль медведь на барсучий хвост позарился, то мой ведь во сто раз краше…”

И побежала она искать от медведя убежища. Пробегала целую ночь, нигде спрятаться не может. Наконец под утро вырыла себе нору, такую же, как у барсука, залезла в неё, прикрылась своим пушистым хвостом и спокойно уснула.

С той поры барсук и лиса живут в норах, а медведь так без хорошего хвоста и остался.

Вопросы

  1. Как лиса узнала, что барсук в норе живёт?
  2. Что он рассказал лисе про ссору с медведем?
  3. Чего испугалась лиса?
  4. Какое она построила себе убежище?

Добавить комментарий