Следующее развивающее занятие для детей с ЗПР - работа со русской народной сказкой "Баба Яга и ягоды". Сказка короткая. Действующих лиц трое: маленькая девочка, баба Яга и ягоды.
Правила проведения здесь.
Занятие для детей с ЗПР."Сказка Баба-Яга и ягоды"
Часть 1
Давным-давно стояла возле речки большая деревня. И рос возле неё дремучий бор. Грибов и ягод водилось там видимо-невидимо, да только жителям деревни радости от этого не было совсем, потому что обитала в чаще того леса старая карга — злобная Яга. Жадная была Яга и никому в лес ступить не давала: кого в трясину заведёт, кого и вовсе изведёт.
Вопросы
- Где рос дремучий бор?
- Почему жители деревни не могли собирать грибы и ягоды в лесу?
Задания
1. Рассмотри и запомни ягодки, растущие в наших лесах. Если ребёнок умеет читать хотя бы по слогам, пусть прочтёт их названия. При затруднениях помогите малышу.
2. Переверните картинку изображением вниз. Попросите маленького ученика вспомнить, какие ягодки там нарисованы. Если затрудняется покажите ещё раз и прочитайте название каждой из них. Снова переверните картинку, и предложите вспомнить, что там нарисовано.
3. Рассмотрите предложенные раскраски. Сравните их с изображениями ягод на картинке. Догадайтесь, какие это растения на раскрасках. Раскрасьте, как на картинке. Скопируйте их названия печатными буквами.
Часть 2
Как-то летом в самую ягодную пору задумала она полакомиться земляникой, да вот незадача: не хотят ягодки в корзинку к старой Яге идти, под листочками спрятались, в травке затаились. Ворчит баба Яга, злобится, да под каждый листик не заглянешь, каждому кусту не поклонишься.
Вопросы
- Какими ягодками захотела полакомиться баба Яга?
- Почему землянички под листочками спрятались и бабе Яге не показались?
Часть 3
Той же порой ходила по лесу маленькая девочка. Ещё затемно из дому вышла, корзинку ягод набрать да самой спелой земляники поесть. Уж ей-то ягоды на показ выставляются:
— Здесь мы, бери нас скорей!
Наелась девочка ягод, набрала полную корзинку, и хотела уж было домой идти, как повстречалась ей баба Яга, ухватила своей клюкой, да как зашипит:
— Вот почему мне ни одной ягоды не попалось! Ты их все собрала!
Отняла у девочки корзинку, и отправилась к себе в избушку, радуясь нежданной добыче. А девочка присела на пенёк и горько заплакала от обиды.
Вопросы
- Кто ещё в этот день землянику в лесу собирал?
- Когда пришла в лес девочка?
- Сколько земляники набрала девочка в лесу?
- Кто отнял у неё корзинку с ягодами?
- Как девочка отнеслась к такой обиде?
Задание
- Обведи корзинку по пунктирным линиям. Обрати внимание, чего не хватает на ягодах земляники? Дорисуй. Раскрась.
- Сосчитай, сколько ягодок в корзине. Нарисуй столько же ромашек.
Часть 4
Идёт баба Яга, корзинкой покачивает, а ягоды оттуда прыг да скок на травку, прыг да скок, так все и повыпрыгивали и покатились обратно на полянку.
Сидит девочка, жалобно всхлипывает и вдруг слышит из травы:
— Готовь-ка, милая, платочек!
Сняла она платочек, расстелила перед собой, ягодки туда и закатились. Связала их девочка в узелок и радостная побежала домой.
Вопросы
- Что делали ягоды, пока баба Яга несла их в свою избушку?
- Куда они покатились?
- Во что их собрала девочка?
- Куда она побежала с узелком?
Задание
Нарисуй землянику на платочке девочки.
Часть 5
А баба Яга пришла к себе в избушку, глядь — а ягод-то и нет! Один запах остался. Швырнула она в сердцах корзинку, затряслась, затопала ногами:
— А-а-а! Чтоб тебе ни дна, ни покрышки!
Ругалась, ругалась, так что от злобы и лопнула, да с таким треском и грохотом, что вместе с ней рассыпалась и её избушка. И появилось в этом месте болото, а по краям его выросло много ягодных кустов, куда деревенские ребятишки каждый год за спелой земляникой ходят.
- Что обнаружила баба Яга, придя в избушку?
- Куда подевались ягоды?
- Как поступила баба Яга?
- К чему привели её ругань и крик?
- Что появилось на месте избушки бабы Яги?
- Прочитай, какие ягоды выросли по краю болота.
- Раздели слова на слоги. Посчитай количество букв в каждом слове, сравни, найди самое длинное.