Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 Редкие дети не любят сказки. Поэтому их с успехом можно применять в подготовке к школе и обучении ребят с задержками развития разного происхождения и выраженности.

Сказки можно не только читать и рассматривать иллюстрации. Можно учить отвечать на вопросы, сосредотачиваться на содержании, запоминать и пересказывать.Сказки могут быть авторские или народные, как в занятии для ЗПР.

Как это сделать покажем на сказке Г-Х. Андерсена «Гадкий утёнок». Идея нами заимствована у О. Т. Поглазовой, изменена и дополнена.

Произведение разделено на короткие логические части, так как дошкольникам с ЗПР трудновато запомнить большую сказку с динамичным сюжетом. К каждой части поставлены вопросы и сформулированы задания: словесные и в картинках. После чтения и выполнения заданий следует пересказ. Если ребёнку совсем трудно припомнить содержание, сначала текст перечитайте, а потом пусть перескажет.

Сказка «Гадкий утёнок»

Часть 1.

Стояло лето. На полях желтела рожь, зеленели овсы. Сено на лугах было скошено, высушено и смётано в стога. Хорошо было за городом!

В одной старинной усадьбе, что расположилась на солнечном припёке, началась эта история.

В лопухах, которые были такими большими, что маленькие ребятишки могли стоять под ними во весь рост, сидела на яйцах утка. Она много дней согревала их своим теплом и уже ожидала появления птенцов.

Вопросы

  1. В какое время года началась эта история? 
  2. Где устроила гнездо утка? 
  3. Подпиши листья. 
  4. Раскрась лист лопуха.

Часть 2

И вот яичные скорлупки затрещали, и из них начали выкарабкиваться жёлтенькие утята.

- Пи! Пи! Как мир велик – восхищались утята, разглядывая зелёные листья лопуха. Утка-мать не мешала им – зелёный цвет полезен для глаз.

- Ну, все выбрались? – спросила, вставая, утка и заглянула в гнездо.

- Ах нет, не все! Самое большое яйцо целёхонько! Да скоро ли будет конец моему сидению! – пожаловалась она старой утке, которая пришла её навестить.

- Дай мне взглянуть на яйцо! – сказала старая утка. – Ну так и есть! Это яйцо индюшки! Намаешься ты с ним, ведь индюшата не умеют плавать, как утята, - прокрякала она уходя.

Наконец лопнула скорлупа и самого большого яйца. Оттуда вывалился огромный некрасивый серый птенец.

- Ужасно велик! Неужели это индюшонок? – удивилась утка. – Ну, да я всё равно научу его плавать, хоть бы мне пришлось столкнуть его в воду силой!

Вопросы

  1. Все ли птенцы вылупились из яиц сразу?
  2. Что сказала старая утка про большое яйцо?
  3. Чем отличаются утята от индюшат?
  4. Как мама-утка хотела учить индюшонка плавать?
  5. Как выглядел утёнок, вылупившийся из большого яйца? 
  6. Обведи и раскрась утёнка. Раскрась геометрические фигуры, которые есть в рисунке. 
  7. Сравни число яиц и число утят. Какого утёнка не хватает? Дорисуй. Обведи последнего вылупившегося утёнка. 

Часть 3

На другой день погода стояла чудесная, зелёный лопух был весь залит солнцем! Утка со своей семьёй отправилась к канаве. Бултых! – и утка очутилась в воде.

- За мной! Живо! – скомандовала она утятам, и те дружно бултыхнулись в воду.

Сначала вода покрыла их с головками, но затем они вынырнули и поплыли так, что любо поглядеть. Лапки у всех работали без устали, и некрасивый утёнок не отставал от других.

- Какой же это индюшонок? – обрадовалась утка. – ишь как славно гребёт он лапками, как прямо держится! Нет, это мой собственный сын! Просто он задержался в яйце. Да он вовсе и недурён, если рассмотреть его хорошенько! Ну, живо, живо за мной! Я сейчас введу вас в общество – мы направляемся на птичий двор. – Но держитесь ко мне поближе, чтобы кто-нибудь не наступил на вас, да берегитесь кошек!

Вопросы

  1. Какая погода стояла на дворе?
  2. Куда повела детей мама-утка?
  3. Почему утка обрадовалась, что большой утёнок хорошо плавает?
  4. Кого могли увидеть утята по пути к канаве? Стрелками покажи кого за кем по очереди они встречали? 

Часть 4

И вот они на птичьем дворе. Батюшки! Что тут был за шум и гам! Две утиные семьи дрались из-за одной рыбьей головки, которая, в конце концов досталась кошке.

- Вот как идут дела на белом свете! – подумала утка. – Ну, ну шевелите лапками! – сказала она утятам. – Крякните и поклонитесь вон той старой утке! Она здесь знатнее всех. Ведь она испанской породы! Видите, у неё на лапке красный лоскуток? Это знак высшего отличия, которым наградили её люди. Ну, живо! – подбадривала утка. – Да не держите лапки вместе! Благовоспитанный утёнок выворачивает их наружу, а старшим – кланяется и крякает.

И утята поспешили поклониться знатной утке.

- Славные у тебя детки! – приветствовала их утка с красным лоскутком на ноге. – Все очень милы, кроме вот этого… Он не удался! Хорошо бы его переделать!

- Никак нельзя, ваша милость! – забеспокоилась утка-мать. Он не красив, но у него доброе сердце и к тому же плавает он даже лучше других. – И она ласково провела клювом по пёрышкам большого нескладного утёнка. – Я думаю, он возмужает, похорошеет и пробьёт себе дорогу!

- Ну, будьте как дома, а найдёте рыбью голову, можете принести её мне, - разрешила знатная утка.

И новую утиную семью приняли в общество птичьего двора.

Вопросы

  1. Что происходило на птичьем дворе?
  2. Кому должны были поклониться утята? Почему?
  3. Что сказала об утятах утка испанской породы?
  4. Кто ей не понравился?
  5. Что в защиту большого утёнка сказала мама-утка?

Часть 5

Только бедного утёнка клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все – и утки, и куры.

- Его уж мы не потерпим! Надо задать ему хорошую трёпку! – шумели птицы. Индейский петух, который воображал себя императором, так как на его ногах были шпоры, подлетел к серому утёнку, словно корабль на всех парусах, и пресердито залопотал: «А этот-то какой безобразный, гадкий!»

- И надо же мне было уродиться таким безобразным, чтобы сделаться посмешищем всего птичьего двора! Даже птичница отталкивает меня ногой, а братья и сёстры желают, чтобы меня утащила кошка! – горевал бедный утёнок.

И он решил убежать, куда глаза глядят.

Утёнок перебежал двор и перелетел через изгородь. Маленькие птички испуганно вспорхнули из кустов.

- Вот и они испугались меня, такой уж я безобразный, - подумал утёнок и пустился наутёк, сам не зная куда.

Вопросы

  1. Как жил большой утёнок на птичьем дворе?
  2. Почему его все обижали?
  3. Как назвал большого утёнка индейский петух?
  4. Как решил поступить гадкий утёнок?

Часть 6

К вечеру, усталый и печальный, утёнок очутился у болота, где жили дикие утки. Там он и просидел до утра.

Утром утки вылетели из гнезда и увидели нового товарища. Утёнок вертелся и раскланивался перед ними во все стороны, как умел

- Ты кто такой? – спросили дикие утки. – Какой ты безобразный! Но нам до этого нет дела, только ты не думай породниться с нами!

Бедняжка! Где уж ему было думать об этом! Лишь бы позволили ему посидеть в камышах да попить болотной водицы.

Два дня провёл утёнок в болоте. На третий день явились два диких гусака. Они выступали очень гордо.

- Слушай, дружище! Ты такой урод, что, право, нравишься нам! – прогоготали они. – Хочешь лететь с нами и быть вольной птицей? Недалеко отсюда живут премиленькие гусыни-барышни, может они тебя примут!

Вопросы

  1. Куда пришёл убежавший с птичьего двора гадкий утёнок?
  2. Найди самую короткую дорожку к болоту и раскрась её жёлтым цветом. 
  3. Какие птицы жили на болоте? Нарисуй их.
  4. Сколько времени провёл утёнок на болоте?
  5. Раскрась водные растения. 

Часть 7

«Пиф! Паф!» раздалось вдруг над болотом. Из камышей стали взлетать утки и гуси. Пошла пальбва. Это охотники палили из своих ружей по птицам. Голубой дым облаками окутывал тростники и стлался над водой. По болоту то и дело шлёпали собаки, камыш качался из стороны в сторону.

Бедный утёнок от страха хотел было спрятать голову под крыло, как глядь – перед ним охотничья собака с высунутым языком и сверкающими злыми глазами. Она приблизила к утёнку свою пасть, оскалила зубы и – шлёп, шлёп – побежала дальше.

- Слава богу! – перевёл дух утёнок. – Слава богу! Я так гадок, что даже собаке противно укусить меня!

И он притаился в камышах. Над его головою то и дело пролетали дробинки, раздавались выстрелы.

 Стрельба стихла только к вечеру, но утёнок долго ещё боялся пошевелиться. Прошло несколько часов, пока он осмелился встать, оглядеться и пуститься бежать дальше по полям и лугам. Дул такой сильный ветер, что утёнок еле-еле мог двигаться.

Вопросы

  1. Что заставило серого птенца убежать с болота? Нарисуй, что там произошло.
  2. Где прятался он, пока охотники стреляли?
  3. Что утёнок сказал себе, когда собака его не тронула?
  4. Что могло случиться с птенцом, когда он бежал из болота через лес? 
  5. Какая была погода на болоте в этот день? Раскрась картинки погоды и расскажи, какая бывает погода. 

Часть 8

К ночи он добежал до бедной избушки, которая так обветшала, что готова была упасть, да не знала, на какой бок, потому и держалась.

Надвигался ураган, надо было искать убежище. Тут утёнок заметил, что дверь избушки соскочила с одной петли и висит совсем криво; можно было свободно проскользнуть через эту щель. Так он и сделал.

В избушке жила старушка с котом и курицей. Кота она называла сыночком; он умел выгибать спину, мурлыкать и даже пускать искры, если его гладили против шерсти. Коротконожка, так звали курицу, прилежно несла яйца, и старушка любила её, как дочку. Господином в доме был кот, а госпожою курица, и оба твердили: «Мы – лучшая половина всего света! Мы самые умные!»

Утром пришельца заметили. Кот стал мурлыкать, а курица – кудахтать.

- Что там? – спросила старушка и увидела бедного утёнка, но по слепоте своей приняла его за утку.

- Вот так находка! – обрадовалась она. – Теперь у меня будут утиные яйца, если это только не селезень.

Утёнка посадили на солому нести яйца. Но прошло три недели, а яиц всё не было.

- Умеешь ли ты, в самом деле, нести яйца? Сможешь ли когда-нибудь выгибать спину, мурлыкать и пускать искры? – допытывались курица и кот.

- Я умею нырять и плавать, - отвечал робко утёнок.

- Велико умение! – прокудахтала курица. – Тебя приютили, обогрели, старайся же нести яйца.

- Научись хотя бы испускать искры! – промурлыкал кот.

- Вы меня не понимаете! Наверное, мне лучше уйти отсюда, - огорчился утёнок.

- Скатертью дорога! – отвечали кот и курица.

И утёнок ушёл, куда глаза глядят.

Вопросы

  1. Почему гадкий утёнок снова искал убежище, и как попал в ветхую избушку?
  2. Кто там жил?
  3. Что умел делать кот?
  4. Что делала курица?
  5. Как старушка звала своих животных?
  6. Нарисуй избушку и её обитателей.
  7. За кого приняла старушка гадкого утёнка, и что заставила его делать?
  8. Как отнеслись к новому жильцу кот и курица?
  9. Почему серый птенец ушёл из избушки?

Часть 9

Утёнок нашёл большой пруд, в котором славно плавал и нырял всё лето. Все животные по-прежнему презирали его за уродство.

Наступила осень. Листья на деревьях пожелтели и побурели, засохла трава. Тяжёлые облака всё чаще сеяли холодный дождь и снег. Плохо приходилось бедному утёнку.

Однажды вечером, при великолепном закате солнца, из-за кустов поднялась стая чудесных больших птиц. Утёнок никогда не видел таких красавцев: белые как снег, длинными, гибкими шеями! Это были лебеди. Они испустили какой-то странный крик, взмахнули великолепными, большими крыльями и полетели зимовать в тёплые края. Утёнок не знал, как зовут этих птиц, куда они полетели, но он сразу полюбил этих прелестных птиц, как не любил до сих пор никого.

Бедный гадкий утёнок.

Вопросы

  1. Где провёл гадкий утёнок лето?
  2. Что он делал на пруду?
  3. Какое время года наступило за летом?
  4. Как жилось в это время бедному птенцу?
  5. Кого он увидел однажды на закате солнца? Как они выглядели?
  6. Сперва обведи, раскрась,  а потом на отдельном листе нарисуй лебедей. 
  7. Куда полетели лебеди?
  8. Обведи перелётных птиц. Почему они так называются? Почему эти птицы улетают на юг? 
  9. Как отнёсся серый птенец к белым птицам?

Часть 10

Зима в тот год стояла суровая. Утёнку приходилось плавать без отдыха, чтобы не дать воде замёрзнуть, но с каждой ночью свободное ото льда пространство становилось всё меньше и меньше. Морозило так, что ледяная корка трещала. Утёнок старался чаще работать лапками, но под конец обессилел, приостановился и весь обмёрз.

Рано утром мимо пруда проходил крестьянин и увидел примёрзшего утёнка. Он разбил лёд своим деревянным башмаком, освободил птицу и принёс её домой. Жена и дети утёнка отогрели.

Всё было хорошо. Но вот дети решили поиграть с утёнком, а он вообразил, что они хотят обидеть его, и шарахнулся со страха прямо в подойник с молоком – молоко всё расплескалось. Утёнок метнулся в сторону и влетел в бочонок с мукой. Батюшки, на что он был похож!

Что тут началось! Хозяйка стала гоняться за утёнком с угольными щипцами. Дети – бегать, сшибая друг друга с ног, хохотать и визжать. Хорошо, что дверь была приоткрыта, утёнок выбежал, кинулся в кусты, прямо на свежевыпавший снег и долго-долго лежал там почти без чувств.

Многое пришлось испытать утёнку в ту суровую зиму. Наконец, солнышко пригрело землю своими тёплыми лучами, запели жаворонки, пришла весна. Утёнок взмахнул крыльями, которые стали куда крепче прежнего, и полетел.

Вопросы

  1. Какая была зима в тот год?
  2. Почему утёнку пришлось без остановки плавать в пруду?
  3. Что случилось, когда он обессилел и остановился?
  4. Кто спас его от гибели?
  5. В какой последовательности происходили события? 
  6. Куда принёс его крестьянин?
  7. Назови предметы обихода крестьянского дома и раскрась их. 
  8. Что произошло в доме, когда птенец отогрелся?
  9. Что он сделал, когда наступила, наконец, весна?

Часть 11

Не успел утёнок опомниться, как уже очутился в большом саду. Яблони стояли все в цвету; ветки душистой сирени смотрелись прямо в зеркальную гладь озера.

Ах, как тут было хорошо, как пахло весною!  Вдруг из зарослей тростника выплыли три чудных белых лебедя. Они плыли так легко и плавно, точно скользили по воде. утёнок сразу узнал красивых птиц и его охватила какая-то странная грусть.

- Полечу-ка я к этим царственным птицам, - решил утёнок. – лучше пусть они меня убьют, чем сносить щипки уток и кур, толчки птичницы да терпеть холод и голод зимою!

Утёнок слетел на воду и поплыл навстречу лебедям. Он опустил перед ними голову, ожидая насмешек, но вдруг увидел в воде своё отражение. Это уже была не безобразная тёмно-серая птица, а красивый белоснежный лебедь.

Большие лебеди устремились к нему. Они стали плавать вокруг и ласково гладить клювами его перья.

В сад прибежали дети. Они принялись бросать лебедям хлебные крошки, а самый маленький из них захлопал в ладоши и закричал: «Новый лебедь! Какой красивый!» И все подхватили: «Да, новый! Такой молоденький, прелестный!»

И старые лебеди склонили перед ним головы.

А он совсем смутился и спрятал голову под крыло. Он был чересчур счастлив, но нисколько не возгордился – доброе сердце не знает гордости, - он помнил то время, когда его презирали и гнали.

И вот он расправил крылья, выпрямил стройную шею и воскликнул: «Мог ли я мечтать о таком счастье, когда был ещё гадким утёнком!»

Вопросы

  1. Куда прилетел подросший птенец? Нарисуй цветущий сад с озером.
  2. Кого он встретил на озере?
  3. С какими мыслями гадкий утёнок решил полететь к лебедям?
  4. Каким он увидел своё отражение в воде?
  5. Как повели себя большие лебеди?
  6. Кто прибежал на берег озера?
  7. Зачем дети прибежали к озеру?
  8. Кого увидел самый младший ребёнок?
  9. Какие чувства испытывал молодой лебедь?

Назови птиц на рисунке. Обведи и раскрась их. Чем отличаются утка и лебедь? Итог

Перескажите с малышом сказку с опорой на картинки. Соедините последовательно опорные картинки: что за чем было? А лучше разрежьте и перепутайте. Желаем успехов 

Добавить комментарий