Редкие дети не любят сказки. Поэтому их с успехом можно применять в подготовке к школе и обучении ребят с задержками развития разного происхождения и выраженности.
Сказки можно не только читать и рассматривать иллюстрации. Можно учить отвечать на вопросы, сосредотачиваться на содержании, запоминать и пересказывать.Сказки могут быть авторские или народные, как в занятии для ЗПР.
Как это сделать покажем на сказке Г-Х. Андерсена «Гадкий утёнок». Идея нами заимствована у О. Т. Поглазовой, изменена и дополнена.
Произведение разделено на короткие логические части, так как дошкольникам с ЗПР трудновато запомнить большую сказку с динамичным сюжетом. К каждой части поставлены вопросы и сформулированы задания: словесные и в картинках. После чтения и выполнения заданий следует пересказ. Если ребёнку совсем трудно припомнить содержание, сначала текст перечитайте, а потом пусть перескажет.
Сказка «Гадкий утёнок»
Часть 1.
Стояло лето. На полях желтела рожь, зеленели овсы. Сено на лугах было скошено, высушено и смётано в стога. Хорошо было за городом!
В одной старинной усадьбе, что расположилась на солнечном припёке, началась эта история.
В лопухах, которые были такими большими, что маленькие ребятишки могли стоять под ними во весь рост, сидела на яйцах утка. Она много дней согревала их своим теплом и уже ожидала появления птенцов.
Вопросы
- В какое время года началась эта история?
- Где устроила гнездо утка?
- Подпиши листья.
- Раскрась лист лопуха.
Часть 2
И вот яичные скорлупки затрещали, и из них начали выкарабкиваться жёлтенькие утята.
- Пи! Пи! Как мир велик – восхищались утята, разглядывая зелёные листья лопуха. Утка-мать не мешала им – зелёный цвет полезен для глаз.
- Ну, все выбрались? – спросила, вставая, утка и заглянула в гнездо.
- Ах нет, не все! Самое большое яйцо целёхонько! Да скоро ли будет конец моему сидению! – пожаловалась она старой утке, которая пришла её навестить.
- Дай мне взглянуть на яйцо! – сказала старая утка. – Ну так и есть! Это яйцо индюшки! Намаешься ты с ним, ведь индюшата не умеют плавать, как утята, - прокрякала она уходя.
Наконец лопнула скорлупа и самого большого яйца. Оттуда вывалился огромный некрасивый серый птенец.
- Ужасно велик! Неужели это индюшонок? – удивилась утка. – Ну, да я всё равно научу его плавать, хоть бы мне пришлось столкнуть его в воду силой!
Вопросы
- Все ли птенцы вылупились из яиц сразу?
- Что сказала старая утка про большое яйцо?
- Чем отличаются утята от индюшат?
- Как мама-утка хотела учить индюшонка плавать?
- Как выглядел утёнок, вылупившийся из большого яйца?
- Обведи и раскрась утёнка. Раскрась геометрические фигуры, которые есть в рисунке.
- Сравни число яиц и число утят. Какого утёнка не хватает? Дорисуй. Обведи последнего вылупившегося утёнка.
Часть 3
На другой день погода стояла чудесная, зелёный лопух был весь залит солнцем! Утка со своей семьёй отправилась к канаве. Бултых! – и утка очутилась в воде.
- За мной! Живо! – скомандовала она утятам, и те дружно бултыхнулись в воду.
Сначала вода покрыла их с головками, но затем они вынырнули и поплыли так, что любо поглядеть. Лапки у всех работали без устали, и некрасивый утёнок не отставал от других.
- Какой же это индюшонок? – обрадовалась утка. – ишь как славно гребёт он лапками, как прямо держится! Нет, это мой собственный сын! Просто он задержался в яйце. Да он вовсе и недурён, если рассмотреть его хорошенько! Ну, живо, живо за мной! Я сейчас введу вас в общество – мы направляемся на птичий двор. – Но держитесь ко мне поближе, чтобы кто-нибудь не наступил на вас, да берегитесь кошек!
Вопросы
- Какая погода стояла на дворе?
- Куда повела детей мама-утка?
- Почему утка обрадовалась, что большой утёнок хорошо плавает?
- Кого могли увидеть утята по пути к канаве? Стрелками покажи кого за кем по очереди они встречали?
Часть 4
И вот они на птичьем дворе. Батюшки! Что тут был за шум и гам! Две утиные семьи дрались из-за одной рыбьей головки, которая, в конце концов досталась кошке.
- Вот как идут дела на белом свете! – подумала утка. – Ну, ну шевелите лапками! – сказала она утятам. – Крякните и поклонитесь вон той старой утке! Она здесь знатнее всех. Ведь она испанской породы! Видите, у неё на лапке красный лоскуток? Это знак высшего отличия, которым наградили её люди. Ну, живо! – подбадривала утка. – Да не держите лапки вместе! Благовоспитанный утёнок выворачивает их наружу, а старшим – кланяется и крякает.
И утята поспешили поклониться знатной утке.
- Славные у тебя детки! – приветствовала их утка с красным лоскутком на ноге. – Все очень милы, кроме вот этого… Он не удался! Хорошо бы его переделать!
- Никак нельзя, ваша милость! – забеспокоилась утка-мать. Он не красив, но у него доброе сердце и к тому же плавает он даже лучше других. – И она ласково провела клювом по пёрышкам большого нескладного утёнка. – Я думаю, он возмужает, похорошеет и пробьёт себе дорогу!
- Ну, будьте как дома, а найдёте рыбью голову, можете принести её мне, - разрешила знатная утка.
И новую утиную семью приняли в общество птичьего двора.
Вопросы
- Что происходило на птичьем дворе?
- Кому должны были поклониться утята? Почему?
- Что сказала об утятах утка испанской породы?
- Кто ей не понравился?
- Что в защиту большого утёнка сказала мама-утка?
Часть 5
Только бедного утёнка клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все – и утки, и куры.
- Его уж мы не потерпим! Надо задать ему хорошую трёпку! – шумели птицы. Индейский петух, который воображал себя императором, так как на его ногах были шпоры, подлетел к серому утёнку, словно корабль на всех парусах, и пресердито залопотал: «А этот-то какой безобразный, гадкий!»
- И надо же мне было уродиться таким безобразным, чтобы сделаться посмешищем всего птичьего двора! Даже птичница отталкивает меня ногой, а братья и сёстры желают, чтобы меня утащила кошка! – горевал бедный утёнок.
И он решил убежать, куда глаза глядят.
Утёнок перебежал двор и перелетел через изгородь. Маленькие птички испуганно вспорхнули из кустов.
- Вот и они испугались меня, такой уж я безобразный, - подумал утёнок и пустился наутёк, сам не зная куда.
Вопросы
- Как жил большой утёнок на птичьем дворе?
- Почему его все обижали?
- Как назвал большого утёнка индейский петух?
- Как решил поступить гадкий утёнок?
Часть 6
К вечеру, усталый и печальный, утёнок очутился у болота, где жили дикие утки. Там он и просидел до утра.
Утром утки вылетели из гнезда и увидели нового товарища. Утёнок вертелся и раскланивался перед ними во все стороны, как умел
- Ты кто такой? – спросили дикие утки. – Какой ты безобразный! Но нам до этого нет дела, только ты не думай породниться с нами!
Бедняжка! Где уж ему было думать об этом! Лишь бы позволили ему посидеть в камышах да попить болотной водицы.
Два дня провёл утёнок в болоте. На третий день явились два диких гусака. Они выступали очень гордо.
- Слушай, дружище! Ты такой урод, что, право, нравишься нам! – прогоготали они. – Хочешь лететь с нами и быть вольной птицей? Недалеко отсюда живут премиленькие гусыни-барышни, может они тебя примут!
Вопросы
- Куда пришёл убежавший с птичьего двора гадкий утёнок?
- Найди самую короткую дорожку к болоту и раскрась её жёлтым цветом.
- Какие птицы жили на болоте? Нарисуй их.
- Сколько времени провёл утёнок на болоте?
- Раскрась водные растения.
Часть 7
«Пиф! Паф!» раздалось вдруг над болотом. Из камышей стали взлетать утки и гуси. Пошла пальбва. Это охотники палили из своих ружей по птицам. Голубой дым облаками окутывал тростники и стлался над водой. По болоту то и дело шлёпали собаки, камыш качался из стороны в сторону.
Бедный утёнок от страха хотел было спрятать голову под крыло, как глядь – перед ним охотничья собака с высунутым языком и сверкающими злыми глазами. Она приблизила к утёнку свою пасть, оскалила зубы и – шлёп, шлёп – побежала дальше.
- Слава богу! – перевёл дух утёнок. – Слава богу! Я так гадок, что даже собаке противно укусить меня!
И он притаился в камышах. Над его головою то и дело пролетали дробинки, раздавались выстрелы.
Стрельба стихла только к вечеру, но утёнок долго ещё боялся пошевелиться. Прошло несколько часов, пока он осмелился встать, оглядеться и пуститься бежать дальше по полям и лугам. Дул такой сильный ветер, что утёнок еле-еле мог двигаться.
Вопросы
- Что заставило серого птенца убежать с болота? Нарисуй, что там произошло.
- Где прятался он, пока охотники стреляли?
- Что утёнок сказал себе, когда собака его не тронула?
- Что могло случиться с птенцом, когда он бежал из болота через лес?
- Какая была погода на болоте в этот день? Раскрась картинки погоды и расскажи, какая бывает погода.
Часть 8
К ночи он добежал до бедной избушки, которая так обветшала, что готова была упасть, да не знала, на какой бок, потому и держалась.
Надвигался ураган, надо было искать убежище. Тут утёнок заметил, что дверь избушки соскочила с одной петли и висит совсем криво; можно было свободно проскользнуть через эту щель. Так он и сделал.
В избушке жила старушка с котом и курицей. Кота она называла сыночком; он умел выгибать спину, мурлыкать и даже пускать искры, если его гладили против шерсти. Коротконожка, так звали курицу, прилежно несла яйца, и старушка любила её, как дочку. Господином в доме был кот, а госпожою курица, и оба твердили: «Мы – лучшая половина всего света! Мы самые умные!»
Утром пришельца заметили. Кот стал мурлыкать, а курица – кудахтать.
- Что там? – спросила старушка и увидела бедного утёнка, но по слепоте своей приняла его за утку.
- Вот так находка! – обрадовалась она. – Теперь у меня будут утиные яйца, если это только не селезень.
Утёнка посадили на солому нести яйца. Но прошло три недели, а яиц всё не было.
- Умеешь ли ты, в самом деле, нести яйца? Сможешь ли когда-нибудь выгибать спину, мурлыкать и пускать искры? – допытывались курица и кот.
- Я умею нырять и плавать, - отвечал робко утёнок.
- Велико умение! – прокудахтала курица. – Тебя приютили, обогрели, старайся же нести яйца.
- Научись хотя бы испускать искры! – промурлыкал кот.
- Вы меня не понимаете! Наверное, мне лучше уйти отсюда, - огорчился утёнок.
- Скатертью дорога! – отвечали кот и курица.
И утёнок ушёл, куда глаза глядят.
Вопросы
- Почему гадкий утёнок снова искал убежище, и как попал в ветхую избушку?
- Кто там жил?
- Что умел делать кот?
- Что делала курица?
- Как старушка звала своих животных?
- Нарисуй избушку и её обитателей.
- За кого приняла старушка гадкого утёнка, и что заставила его делать?
- Как отнеслись к новому жильцу кот и курица?
- Почему серый птенец ушёл из избушки?
Часть 9
Утёнок нашёл большой пруд, в котором славно плавал и нырял всё лето. Все животные по-прежнему презирали его за уродство.
Наступила осень. Листья на деревьях пожелтели и побурели, засохла трава. Тяжёлые облака всё чаще сеяли холодный дождь и снег. Плохо приходилось бедному утёнку.
Однажды вечером, при великолепном закате солнца, из-за кустов поднялась стая чудесных больших птиц. Утёнок никогда не видел таких красавцев: белые как снег, длинными, гибкими шеями! Это были лебеди. Они испустили какой-то странный крик, взмахнули великолепными, большими крыльями и полетели зимовать в тёплые края. Утёнок не знал, как зовут этих птиц, куда они полетели, но он сразу полюбил этих прелестных птиц, как не любил до сих пор никого.
Бедный гадкий утёнок.
Вопросы
- Где провёл гадкий утёнок лето?
- Что он делал на пруду?
- Какое время года наступило за летом?
- Как жилось в это время бедному птенцу?
- Кого он увидел однажды на закате солнца? Как они выглядели?
- Сперва обведи, раскрась, а потом на отдельном листе нарисуй лебедей.
- Куда полетели лебеди?
- Обведи перелётных птиц. Почему они так называются? Почему эти птицы улетают на юг?
- Как отнёсся серый птенец к белым птицам?
Часть 10
Зима в тот год стояла суровая. Утёнку приходилось плавать без отдыха, чтобы не дать воде замёрзнуть, но с каждой ночью свободное ото льда пространство становилось всё меньше и меньше. Морозило так, что ледяная корка трещала. Утёнок старался чаще работать лапками, но под конец обессилел, приостановился и весь обмёрз.
Рано утром мимо пруда проходил крестьянин и увидел примёрзшего утёнка. Он разбил лёд своим деревянным башмаком, освободил птицу и принёс её домой. Жена и дети утёнка отогрели.
Всё было хорошо. Но вот дети решили поиграть с утёнком, а он вообразил, что они хотят обидеть его, и шарахнулся со страха прямо в подойник с молоком – молоко всё расплескалось. Утёнок метнулся в сторону и влетел в бочонок с мукой. Батюшки, на что он был похож!
Что тут началось! Хозяйка стала гоняться за утёнком с угольными щипцами. Дети – бегать, сшибая друг друга с ног, хохотать и визжать. Хорошо, что дверь была приоткрыта, утёнок выбежал, кинулся в кусты, прямо на свежевыпавший снег и долго-долго лежал там почти без чувств.
Многое пришлось испытать утёнку в ту суровую зиму. Наконец, солнышко пригрело землю своими тёплыми лучами, запели жаворонки, пришла весна. Утёнок взмахнул крыльями, которые стали куда крепче прежнего, и полетел.
Вопросы
- Какая была зима в тот год?
- Почему утёнку пришлось без остановки плавать в пруду?
- Что случилось, когда он обессилел и остановился?
- Кто спас его от гибели?
- В какой последовательности происходили события?
- Куда принёс его крестьянин?
- Назови предметы обихода крестьянского дома и раскрась их.
- Что произошло в доме, когда птенец отогрелся?
- Что он сделал, когда наступила, наконец, весна?
Часть 11
Не успел утёнок опомниться, как уже очутился в большом саду. Яблони стояли все в цвету; ветки душистой сирени смотрелись прямо в зеркальную гладь озера.
Ах, как тут было хорошо, как пахло весною! Вдруг из зарослей тростника выплыли три чудных белых лебедя. Они плыли так легко и плавно, точно скользили по воде. утёнок сразу узнал красивых птиц и его охватила какая-то странная грусть.
- Полечу-ка я к этим царственным птицам, - решил утёнок. – лучше пусть они меня убьют, чем сносить щипки уток и кур, толчки птичницы да терпеть холод и голод зимою!
Утёнок слетел на воду и поплыл навстречу лебедям. Он опустил перед ними голову, ожидая насмешек, но вдруг увидел в воде своё отражение. Это уже была не безобразная тёмно-серая птица, а красивый белоснежный лебедь.
Большие лебеди устремились к нему. Они стали плавать вокруг и ласково гладить клювами его перья.
В сад прибежали дети. Они принялись бросать лебедям хлебные крошки, а самый маленький из них захлопал в ладоши и закричал: «Новый лебедь! Какой красивый!» И все подхватили: «Да, новый! Такой молоденький, прелестный!»
И старые лебеди склонили перед ним головы.
А он совсем смутился и спрятал голову под крыло. Он был чересчур счастлив, но нисколько не возгордился – доброе сердце не знает гордости, - он помнил то время, когда его презирали и гнали.
И вот он расправил крылья, выпрямил стройную шею и воскликнул: «Мог ли я мечтать о таком счастье, когда был ещё гадким утёнком!»
Вопросы
- Куда прилетел подросший птенец? Нарисуй цветущий сад с озером.
- Кого он встретил на озере?
- С какими мыслями гадкий утёнок решил полететь к лебедям?
- Каким он увидел своё отражение в воде?
- Как повели себя большие лебеди?
- Кто прибежал на берег озера?
- Зачем дети прибежали к озеру?
- Кого увидел самый младший ребёнок?
- Какие чувства испытывал молодой лебедь?
Назови птиц на рисунке. Обведи и раскрась их. Чем отличаются утка и лебедь? Итог
Перескажите с малышом сказку с опорой на картинки. Соедините последовательно опорные картинки: что за чем было? А лучше разрежьте и перепутайте. Желаем успехов