Всем детям когда-то приходится сталкиваться с большим количеством информации, с необходимостью её запомнить.
Мы, взрослые, имея жизненный опыт, как-то умеем информацию группировать, упорядочивать. Учили нас каким-либо приёмам, или мы дошли до них интуитивно, они здорово помогают. Детей полезно некоторым приёмам научить.
Самый простой и универсальный приём структурирования информации и, следовательно, повышения эффективности умственной деятельности – составление ментальных карт. По мнению автора приёма Тони Бьюзена наш мозг спит, и подобное наглядное изображение способно пробудить его.
Ментальные карты в обучении дошколят
В дошкольном образовании этот наглядный приём структурирования информации применяют не часто. А было бы полезно. Конечно с учётом особенностей возраста: поскольку дошколята, особенно младшие, народ не читающий, вместо слов для схемах потребуются картинки.
Классическая ментальная карта рисуется, начиная с центрального понятия. В интернете бывают очень интересные родительские находки. Ниже вариант режима дня. Отличная и оригинальная конструкция, показывающая связь времени и деятельности.
Особенно хорошо идея пойдёт для детей с аутизмом (да и с любыми нарушениями), сделает их жизнь предсказуемой, значительно снижая свойственную аутистам тревожность. Возраст здесь не важен, потому что картинка для человека с аутизмом гораздо понятнее слова в любом возрасте.
Ментальная карта «Признаки весны»
Полезно перед школой обучить дошкольника рисованию диаграмм связей. Сделать схемку для запоминания можно двумя способами:
- подобрать картинки из старых книжек, распечатать из интернета;
- нарисовать собственноручно.
Первый вариант
Ментальная карта строится по определённым правилам. В центре - основное понятие. В данном случае название времени года. Мы же его признаки изучаем. Наша модель немного специфичная. Есть главный и единственный признак, без которого остальные просто не появятся. Это активность солнца.
Солнышко начинает пригревать всё сильнее, обусловливая изменения сперва в неживой, а потом живой природе. Чтобы дети запомнили, что смена времён года обусловлена солнечной активностью, логическую связь обозначим стрелкой красного цвета. Происходящее под воздействием тепла отмечаем картинками. Для запоминания первых признаков весны дошкольниками этого достаточно.
Для "продвинутых" задачу усложним, предложив обучаемым выбрать подходящие картинки из большого числа других. Другое усложнение - проставить цифрами очерёдность появления примет во времени.
Второй вариант
Рассмотрим на примере рисования с подготовишками (5 детей логопедической группы) наглядной схемы для запоминания того же материала. Вариант более творческий, активизирующий имеющиеся знания и умения.
Рисуем на большом куске обоев цветными карандашами. Взрослый организует, воспитанники принимают самое активное участие. Так как все знают буквы, а некоторые читают, рисунки сочетаем со словами.
- В схеме есть главная тема, центральное понятие: ВЕСНА. Вика пишет большими печатными буквами в середине листа.
- Какое самое главное событие весной? Солнце начинает пригревать. Не читающий Кирилл рисует солнце, а Артём под рисунком пишет: ГРЕЕТ. Оно согревает всё вокруг, и мир начинает изменяться
- Где мы видим проявления весны? В природе. Природа бывает живая и неживая. Весь лист относительно солнышка делим на две части. Слева неживая природа, справа – живая. Это причинно-следственные связи второго уровня.
- Первые признаки весны появляются в неживой природе. Рисуем остальные признаки в неживой природе и подписываем.
- Рисуем стрелки, отражающие взаимосвязи.
Таким образом мы структурировали информацию, представив её в виде легко запоминающейся картины. Результат ниже. Получилась диаграмма связей, показывающая что и почему происходит в живом и неживом мире весной. Так воспитанники запомнили материал, который не укладывался в голове два года. К сожалению, нарисованный нами большой плакат не сохранился. Но вот примерно так он выглядел.
Полезно было бы нарисовать подобные картины взаимосвязей на каждое время года, затем сравнить и сделать выводы о причинах сезонных изменений. И имели бы мы простые чёткие научные представления, а не обрывки того-сего в голове.
Для дошколят главный источник информации взрослый. У школьника есть и другие источники: книги, интернет. Перед созданием ментальной карты все источники должны быть под рукой.
Кому полезны ментальные карты?
Абсолютно всем детям. Но есть категории учеников, обучение и мышление которых наглядное изображение материала во всех связях позволяет сделать более эффективным. Проблемы могут быть следующие.
-
Минимальная мозговая дисфункция
Частый вопрос на приёме у психолога: как учить школьников с минимальной дисфункцией мозга. У ребят с ММД своеобразный ритм работы мозга, Несколько раз за урок мозг ученика отключается для отдыха. Как в том анекдоте: здесь знаем, здесь не знаем, а здесь рыбу заворачивали. Подробно читайте здесь. У учеников с ММД неважные память и внимание. Компенсирует проблемы развитие мышления. Схематическое изображение учебного материала – отличный приём для этого.
-
Разные формы аутизма
У детей с аутизмом ведущее правое полушарие. Речи часто нет. Аутисты очень тревожны. Поэтому схемы сперва с картинками, а потом, возможно, со словами, помогают школьникам ориентироваться в окружающем, делают их среду более предсказуемой, снижая тревожность.
-
Дети с речевыми нарушениями
Частенько дошкольники и школьники с тяжёлыми формами речевых проблем имеют ещё не резко выраженные интеллектуальные недостатки, как-то: снижение слухоречевой памяти, недостаточный объём внимания, имеющие органическое происхождение (какие-то клеточки мозга погибли или страдают в неблагоприятных условиях питания).
Любые нарушения органического характера сложно преодолеть, но можно обойти, научившись структурировать информацию, в том числе и с помощью ментальных карт, если начать довольно рано, примерно с 2-2,5 лет (вроде схем одевания). Конечно, дошкольник и постарше не сможет нарисовать схему самостоятельно. Но её можно сделать совместными усилиями с мамой.
Учите детей разработке ментальных карт с дошкольного возраста. Они помогут будущему школьнику быстро воспринимать и обрабатывать гораздо большие объёмы информации по сравнению со сверстниками, самостоятельно разбираться с новым материалом в школе.
Комментарии
пора бы и самим нарисовать)
к этим.
Кстати, мамина находка с часами - удивительная!