Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Всем детям когда-то приходится сталкиваться  с большим количеством информации, с необходимостью её запомнить.

Мы, взрослые, имея жизненный опыт, как-то умеем информацию группировать, упорядочивать. Учили нас каким-либо приёмам, или мы дошли до них интуитивно, они здорово помогают. Детей полезно некоторым приёмам научить.

Самый простой и универсальный приём структурирования информации и, следовательно, повышения эффективности умственной деятельности – составление ментальных карт (другое название «карты памяти»). По мнению автора приёма Тони Бьюзена наш мозг спит, и подобное наглядное изображение способно пробудить его.

Ментальные карты в обучении дошколят

В дошкольном образовании ментальные карты в той или иной форме применяются часто. Поскольку дошколята, особенно младшие, народ не читающий, вместо слов в этих схемах картинки.

Первый приём структурирования информации – серии картинок, отражающих определённую последовательность действий, например, одевания.

Ментальную карту можно нарисовать в классическом стиле, начиная с центрального понятия. Но будем помнить, что обучаются одеванию малыши 2-3 лет. Им такая форма не подойдёт, потому что будет непонятна. Им понятна чёткая цепочка: сначала – потом.

В интернете бывают очень интересные родительские находки. Ниже вариант режима дня. Отличная и оригинальная конструкция, показывающая связь времени и деятельности.

Ментальная карта «Признаки весны»

Полезно перед школой обучить дошкольника рисованию схем.  Сделать схемку для запоминания можно двумя способами:

  1. подобрать картинки из старых книжек, распечатать из интернета;
  2. нарисовать собственноручно.

Первый вариант

Ментальная карта строится по определённым правилам. В центре - основное понятие. В данном случае название времени года. Мы же его признаки изучаем. Наша модель немного специфичная. Есть главный и единственный признак, без которого остальные просто не появятся. Это активность солнца. 

Солнышко начинает пригревать всё сильнее, обусловливая изменения сперва в неживой, а потом живой природе.

Задачу усложним, предложив обучаемым выбрать подходящие картинки из большого числа других. Другое усложнение - проставить цифрами очерёдность появления примет во времени.

Второй вариант

Рассмотрим на примере рисования с подготовишками (5 детей логопедической группы) наглядной схемы для запоминания признаков весны.

Рисуем на большом куске обоев цветными карандашами. Взрослый организует, воспитанники принимают самое активное участие. Так как все знают буквы, а некоторые читают, рисунки сочетаем со словами.

  1. В схеме есть главная тема, центральное понятие: ВЕСНА. Вика пишет большими печатными буквами в середине листа.
  2. Где мы видим проявления весны? В природе. Природа бывает живая и неживая. Весь лист делим на две части. Слева неживая природа, справа – живая.
  3. Первые признаки весны появляются в неживой природе. Обсуждаем, какой из них самый первый и главный? Солнце начинает пригревать. Не читающий Кирилл рисует солнце, а Артём под рисунком пишет: ГРЕЕТ.
  4. Также рисуем остальные признаки в неживой природе и подписываем.
  5. Рисуем стрелки, отражающие взаимосвязи. Они трёх цветов: синие и зелёные идут к слову ВЕСНА, показывая, что это всё её признаки; красные показывают роль солнца в появлении признаков.

Результат ниже. Получилась довольно сложная двухуровневая схема. Было бы проще солнечную активность красными стрелками не отмечать, а просто оставить только весенние приметы в живом и неживом мире. Так и задумывалось. Но потом нам показалось важным отметить причинно-следственные связи, и стрелки добавили. Так воспитанники запомнили материал, который не укладывался в голове два года. К сожалению, нарисованный нами большой плакат не сохранился. Но вот так он выглядел.

Для дошколят главный источник информации взрослый. У школьника есть и другие источники: книги, интернет. Перед созданием ментальной карты все источники должны быть под рукой.

Кому полезны ментальные карты?

Да по большому счёту всем детям. Но есть категории учеников, обучение и мышление которых наглядное изображение материала во всех связях позволяет сделать более эффективным. Проблемы могут быть следующие.

  1. Минимальная мозговая дисфункция

Частый вопрос на приёме у психолога: как учить школьников с минимальной дисфункцией мозга. У ребят с ММД своеобразный ритм работы мозга, Несколько раз за урок мозг ученика отключается для отдыха. Как в том анекдоте: здесь знаем, здесь не знаем, а здесь рыбу заворачивали. Подробно читайте здесь. У учеников с ММД неважные память и внимание. Компенсирует проблемы развитие мышления. Схематическое изображение учебного материала – отличный приём для этого.

  1. Разные формы аутизма

У детей с аутизмом ведущее правое полушарие. Речи часто нет. Аутисты очень тревожны. Поэтому схемы сперва с картинками, а потом, возможно, со словами, помогают школьникам ориентироваться в окружающем, делают их среду более предсказуемой, снижая тревожность.

  1. Дети с речевыми нарушениями

Частенько дошкольники и школьники с тяжёлыми формами речевых проблем имеют ещё не резко выраженные интеллектуальные недостатки, как-то: снижение слухоречевой памяти, недостаточный объём внимания, имеющие органическое происхождение (какие-то клеточки мозга погибли или страдают в неблагоприятных условиях питания).

Любые нарушения органического характера сложно преодолеть, но можно обойти, научившись структурировать информацию, в том числе и с помощью ментальных карт, если начать довольно рано, примерно с 2-2,5 лет (вроде схем одевания). Конечно, дошкольник и постарше не сможет нарисовать схему самостоятельно. Но её можно сделать совместными усилиями с мамой.

Учите детей разработке ментальных карт с дошкольного возраста. Они помогут будущему школьнику быстро воспринимать и обрабатывать гораздо большие объёмы информации по сравнению со сверстниками, самостоятельно разбираться с новым материалом в школе.

Комментарии   

Светлана
0 #8 Светлана 15.05.2017 19:37
Отличная вещь. Сама ими пользуюсь. И просто замечательно будет, если ребенка научить пользоваться ментальными картами с раннего детства. Информации в мире в самом деле много. А карты помогают структурировать и запоминать ее.
Кстати, мамина находка с часами - удивительная!
Цитировать
Елена
0 #7 Елена 08.05.2017 18:46
Я сама недавно узнала о существовании ментальных карт. А тут их можно для детей применить в обучении. Надо серьезней заняться этим вопросом, у нас диагноз близкий
к этим.
Цитировать
Надежда
0 #6 Надежда 06.05.2017 20:39
сын любитель соединять ментальные карты.
пора бы и самим нарисовать)
Цитировать
Анна
0 #5 Анна 04.05.2017 13:52
Советы просто обалденные!!!! Часы меня очень впечатлили - вот бы мне кто-нибудь когда-нибудь сделал такую ментальную карту))) Чуть позже обязательно сделаю такие часы своим близнецам. А вообще ментальные карты это, конечно, очень полезно и для детей, и для родителей, и для бизнесменов.
Цитировать
Галина Обнорская
0 #4 Галина Обнорская 02.05.2017 15:30
Первично ментальные карты для взрослых и придумывались. Но почему бы хорошему делу не научить детей на их уровне?
Цитировать
Людмила
0 #3 Людмила 02.05.2017 12:07
Интересная идея, действительно и для взрослых такой приём будет иногда полезным.
Цитировать
Элина Мухтарова
0 #2 Элина Мухтарова 02.05.2017 08:22
Где-то я читала, что и взрослым такая карта может пригодиться, при решении сложных задач
Цитировать
Евгения
0 #1 Евгения 01.05.2017 10:19
Мы такие ментальные карты используем, когда нужно в школе какой-нибудь параграф выучить. А старший сын спомощью этого метода отлично подготовился к ГИА по истории. Все очень наглядно получается и запоминается уже в процессе изготовления карты.
Цитировать

Добавить комментарий