Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 Плохо учиться ученик может по разным причинам. Частой причиной неуспеваемости в современной школе становится задержка психического развития (ЗПР). Рост количества детей с ЗПР наблюдается не только у нас, но во всём мире.

Сразу следует заметить: диагноз ЗПР (он же ЗПРР у дошкольников, он же - темповая задержка психического развития) ставится, если ученик слабо усваивает программу, но есть предпосылки для исправления ситуации, выравнивания. То есть ученик отстаёт от самой низкой границы нормы, но при этом он не умственно отсталый. Чаще всего ЗПР проявляется как замедленное мышление. Хотя там присутствует нарушение внимания, памяти, моторики и других способностей.

ЗПР бывает

  1. в "чистом" виде (1/3),
  2. осложняется другими проблемами (2/3).

Осложнённые формы ЗПР

Дефект может осложняться наличием другого психологического или неврологического расстройства. Таковыми могут быть следующие синдромы

  1. гиперактивность,
  2. психическая атония - грозное заболевание (смотрите видео ниже),
  3. неврозоподобные состояния (тики, любые другие навязчивости, энурез, энкопрез и др.),
  4. эмоциональная лабильность (вспыльчивость) (вспышки гнева по любому поводу сто раз на дню),
  5. аутистический синдром,
  6. различные варианты алалии (моторная, сенсорная, сенсомоторная),
  7. неврологические синдромы: судорожный и др.

Это основные осложнения, но не все. Их гораздо больше. Здесь требуется комплексная терапия и психотерапевтическая коррекция.

Эффективно лечить и учить такого ученика, можно только зная причину возникновения дефекта и его развития. Для её выявления применяют медицинскую классификацию К.С. Лебединской.

Типы ЗПР

ЗПР конституционального происхождения

Встречается редко. Ребята с ЗПР такого типа отстают от своих сверстников и психологически, и физиологически. Причина: замедленное созревание коры головного мозга, нарушение обменных процессов, особенности генотипа.

Пример. Серёжа А. (7 лет). Щупленький, невысокого роста, улыбчивый. Пошёл в первый класс по паспортному возрасту. С ребятами в классе ладит. Добродушный, обиды быстро забывает. Учёба не интересна. Заинтересовать учебными заданиями очень сложно. Оценка значения не имеет. Нет, мальчик радуется похвале, но на интерес к учёбе она не влияет. Волевое усилие Серёже не свойственно: хочу – делаю задания, хочу – нет. Требует постоянного контроля. Без него ничего сделано до конца не будет. На уроках играет принесёнными из дома мелкими игрушками. Понятно, что с программой ученик не справляется.

Выделим особенности:

  1. физически отстаёт от сверстников;
  2. запаздывают в развитии статодинамические психомоторные функции (с запоздание сел, пополз, пошёл...)
  3. интереса к учёбе не проявляет;
  4. личностные качества на уровне ребят 5-6 лет;
  5. интеллектуальное развитие – сниженная норма.

Как помочь?

Прогноз благоприятный. Обычно выявляется при поступлении в начальную школу и компенсируется в эти же годы при правильном подходе.

Что делать родителям?

  1. Обычно школа предлагает родителям дублировать обучение ребёнка уже по окончании 1 класса. Родители возражают и делают это совершенно напрасно. Во втором классе ситуация не изменится, только ухудшится. А за год повторного обучения есть большой шанс, что слабые психические качества получат дополнительное развитие, и у ребёнка появится возможность продолжить обучаться по обычной программе.
  2. Обратитесь к школьному или медицинскому психологу. Вам необходимо выяснить уровень развития интеллектуальных способностей (памяти/внимания/мышления…) на данный момент. Это важно не только для гармонического инфантилизма, а для ЗПР вообще, поскольку позволит отделить таких учеников от ребят с умственной отсталостью.
  3. Не ограничивайтесь занятиями по программе. Ученику требуется дополнительная работа по развитию интеллекта (внимание/память/речь/мышление и пр.) и личности (произвольность, самоконтроль…) даже в большей степени. Занятия строить в игровой форме.

ЗПР соматогенного происхождения 

(Сома - тело) Развивается в случае продолжительной соматической недостаточности, например, врождённых пороков, хронических заболеваний, возникающих в раннем детстве. Ребёнок много времени проводит в лечебных учреждениях, круг общения ограничен. Работоспособность истощаемая (астеническое состояние): ребёнок быстро утомляется, жалуется на головные боли, плохое самочувствие (неважно себя чувствует). Так он начинает отставать в развитии интеллекта, а потом в учёбе. Ученик надолго выпадает из класса, поэтому приходится привыкать к одноклассникам снова, что может привести к социальной дезадаптации. Часто развиваются неуверенность, боязливость.

Как помочь?

В соматогенной ЗПР доминирующим фактором выступает соматическое заболевание. Оно тормозит всё остальное развитие ребёнка. Ребятам требуется понимание и помощь семьи, учителей и одноклассников.

ЗПР психогенного происхождения

Как правило, ребята здоровы и физически развиты в соответствии с возрастом. Причина этого типа задержки – неблагоприятные условия воспитания. Чаще характерна для ребят, воспитывающихся в детских домах. Но может возникнуть у «домашних» детей, потребностями которых родители пренебрегают. Детям не хватает тепла близких людей. Это приводит к:

  1. повышенной тревожности, страхам, иногда агрессивности;
  2. поверхностным эмоциям;
  3. интеллектуальному снижению.

Как помочь?

Психогенная ЗПР также преодолима, если ребёнком искренне заинтересоваться. Индивидуальный подход особенно полезен в работе с имеющими психогенную ЗПР детьми.

ЗПР церебрально–органического генеза

Абсолютное большинство детей с ЗПР относятся именно к этому типу. Именно эту группу часто путают с лёгкой степенью умственной отсталости. Причина – минимальное органическое нарушение функций мозга остаточного характера вследствие травм (в т. ч. родовых), тяжёлых заболеваний до 3 лет, алкоголизма и/или наркозависимости матери…

Учиться по общеобразовательной программе им затруднительно из-за низкого уровня интеллекта и сниженной работоспособности. Дети быстро устают, не успевают за темпом работы класса. Это их расстраивает. Практически каждый имеет нарушения письма и чтения.

Как помочь?

  1. «Вытащить» ребёнка можно, но трудно. Работать придётся долго и постоянно.
  2. Для обучения учащихся с органогенной ЗПР существует адаптированная программа VII вида. Она не очень сильно отличается от обычной, но имеет свои особенности. Например, на одну и ту же оценку, скажем, четвёрку, по диктанту программа VII позволяет сделать больше ошибок.
  3. В каждой школе имеется логопед, который поможет при наличии ошибок письма и чтения.
  4. Кроме того практикующееся инклюзивное образование позволяет ребятам с ЗПР учиться в одном классе со сверстниками, обучающимися по обычной программе.

Подведём итог

1. Диагноз «ЗПР» выставляется врачом-психиатром. Он не вечен: при успешной коррекции он снимается. Как и когда выставляются психиатрические диагнозы смотрите на виде ниже.

 

2. Чтобы получить возможность обучать ребёнка по адаптированной к его проблеме программе VII вида, родителям (или лицам, их юридически заменяющим) следует обратиться в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию. Таковая есть в каждом городе или районном центре. ТПМПК определит подходящую форму обучения и даст рекомендации администрации школы.

3. Не стоит считать ребят с ЗПР ущербными, неполноценными. Пишу об этом, так как на практике часто сталкиваюсь с такой не только учительской, но и родительской позицией. Особенно печально видеть, как родители сравнивают их со своими более успешными детьми, делая это в обидной форме в присутствии ребёнка. Не всем выпало быть гениями (там другие печали). Дети вырастают, получают профессию, трудятся, создают семьи… Достойный человек - тоже дорогого стоит. особенно в рамках семьи.

Сайт Нестандартные дети желает им всем успехов!

Комментарии   
Ольга Парфенова
+1 #1 Ольга Парфенова 04.07.2018 23:37
Бывает и такое, главное во-время увидеть проблему и обратиться к специалистам.
Цитировать
Добавить комментарий