Обучение в Монтессори-школах исходило из бытовых потребностей. Причем Монтессори всегда искала такие методы, которые помогали ребенку получить навык с наименьшими затратами времени и энергии.
Одевание, застегивание пуговиц, шнуровка, перенесение вещей и другие умения подобного рода представляют трудности для детей раннего возраста, особенно с нарушенным развитием, потому что у них слабо развита мелкая моторика.
Чтобы решить проблему сенсомоторики, Мария с учительницами придумали рамки типа пялец. На них натягиваются куски материи, разделенные в середине на 2 половины. Эти половины соединяли пуговицы, кнопки, крючки, ленты и шнуровка. Так трудную работу по обучению одеванию Монтессори перенесла в дидактические игры, которые изумительно развивали.
Монтессори в отечественной педагогике
В отечественной педагогике методика Монтессори сначала получила значительную популярность, однако в советское время имя автора было практически забыто. Но ее элементы активно использовались и творчески переосмысливались.
В группах раннего возраста отечественных детских садов педагоги модифицировали эти Монтессори-материалы: вместо рамок стали использовать пособия вроде подушек с нашитыми аппликациями. Например, елка. На ее ветках пуговицы, а на них надо развесить "шарики-фонарики" - матерчатые кружки разного цвета и фактуры с прорезью по середине. Сначала это крупные пуговицы. Чем лучше ребенок овладевает умением, тем пуговицы мельче.
Аналогичные дидактические материалы с кнопками. Много всяких шнуровок. Редко можно встретить работу с крючками, их не используют в одежде. Зато среди игр появились застежки "молнии".
Такие игры вместе с вкладышами, штриховками настолько хорошо развивали мелкую моторику, что уже к 5 годам готовили руку воспитанников Монтессори к письму. К сожалению, современные родители заменяют застежки "липучками", упрощая жизнь себе и не усматривая прямой связи между ручной умелостью, умом и подготовкой к школе.
Е. Н. Потапова: обучение письму
Еще один пример. Московская учительница Евгения Николаевна Потапова, используя идею штриховок, придумала свою систему обучения письму. Она считала, что рука первоклассника к нему не готова. Письмо превращается в тяжелый и нудный труд без всякого мотива для ребенка. Поэтому у Потаповой некоторое время обучение в 1 классе проходит без письма. Центр тяжести переносится на развитие психо-моторики (мелкая мускулатура руки, тактильная память при зрительном контроле), формирование геометрических представлений.
Следуя идеям Монтессори, она создала серию рисунков-штриховок. Дети работают с ними, пока изучаются буквы. Рисунки создаются ребятами по образцам с помощью лекал. Усложняется работа, усложняются рисунки.
Хочу обратить особое внимание читателей на рисунки учителя Е. Н. Потаповой. Обучаясь письму по её методике, дети в экспериментальной группе к третьему классу имели очень красивый почерк при скорости письма в 3 раза превышающей скорость письма в контрольной группе! И это при том, что самих букв дети не писали почти до конца первого класса.
Приводим несколько примеров таких образцов, которые мы использовали в работе с дошкольниками.
Берутся готовые рисунки и обводятся. При использовании карандаша можно делать ксерокопии образцов. Для работы ручкой их лучше распечатать на принтере, чтобы краска не тянулась за кончиком стержня, не размазывалась, пачкая всё вокруг.
Самое первое задание показывает направления линий при штриховании. В некоторых рисунках присутствуют элементы букв. Но в работе с дошкольниками мы не употребляем термин "буква". Мы обводим прямые, косые линии и "завитушки".
Сначала ребенок обводит все линии, а затем раскрашивает, рисуя штрихи в заданном направлении. Направление стрелкой задает взрослый.
Дети любят такие рисунки, и с удовольствием обводят и штрихуют их.
Комментарии
У каждого свой вклад в педагогику....
Но подготовка ручки малыша к школе, развитие мелкой моторики - раскрашивание, штриховка, пуговички и многое другое предполагается для периода подготовки к школе. В школе происходит дальнейшее развитие. От крупных элементов к более мелким.