Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

МотивацияОсобенности мотивационной сферы первоклассника. На эту сторону развития детей обращают обычно мало внимания.

Я бы даже сказала - крайне мало. Попробуем лучше понять, что движет ребенком в его стремлении учиться в школе.

Для начала хочу обратить внимание на то, что процесс учения состоит из двух взаимосвязанных процессов: ОБУЧЕНИЕ (взрослый) и УЧЕНИЕ (ребенок). Речь пойдет в основном о ребенке.

Мотивы учения

В отечественной психологии выделяют 2 группы мотивов учения:

  1. социальные мотивы, связанные с общением, желанием повзрослеть, получив новый статус ученика;
  2. познавательные мотивы - желание узнавать новое, научиться чему-то важному, чему не учат в детском саду или дома.

У поступающих в 1 класс детей могут быть разные варианты сочетания мотивов учения:

  1. сформированы обе потребности;
  2. какая-то значительно преобладает;
  3. слабо развиты обе.

Самый лучший вариант, когда у ребенка одинаково сильны обе эти потребности (мотивы учения). Такой первоклассник учится легко и сознательно, радуя учителей и родителей.

Доминирование социальных мотивов

Что бывает, когда доминируют социальные мотивы учения?

В этом случае ребенок стремится в школу, потому что хочет повысить свой статус, стать старше и значительнее. Все, что окружает его в школе и дома, подтверждает эту значительность. Стремление к новым знаниям (познавательная потребность) у него выражено слабо, а потому в школе его больше всего интересуют не знания, а строгое выполнение роли ученика.

Таких ребят видно сразу: они старательны, внимательно слушают учителя и выполняют его задания. На парте аккуратно разложены школьные принадлежности. Как они справляются с новой ролью, их информирует учитель, оценивая поведение и прилежание. Учитель для них – непререкаемый авторитет.  У таких первоклассников со временем формируются и познавательные мотивы учения.

Вывод. Первокласснику с доминированием социальных мотивов важны одобрение и похвала учителя. Именно похвала поддерживает его стремление учиться. И именно поэтому психологи часто советуют педагогам хвалить детей. За что похвалить ребенка можно найти всегда.

Пределы социальных мотивов

Социальные мотивы работают, пока ситуация не станет привычной. Если к этому времени у школьника не сформируются собственно учебные мотивы (хочу узнать новое) или не появятся новые социальные (получение хорошего аттестата, высшего образования и др.), то такой ученик может стать неуспевающим. Ситуация обостряется к 6 - 7 классу. Поэтому заинтересованные родители должны заранее придумать, зачем ребенку нужно продолжать хорошо учиться.

Преобладают познавательные мотивы учения

Таких детей называют любознательными. Они нередко приходят в школу, умея читать и считать. А школа им нужна, чтобы узнать еще больше. Проблемы возникают тогда, когда на уроках такому ученику становится скучно. Иногда на уроках ученик активно работает, потому что ему интересно. А домашнее задание не выполняет, повторить усвоенное ему скучно.

Поскольку социальные мотивы учения у такого ребенка развиты слабо, то стремления хорошо и добросовестно выполнять обязанности школьника у него нет.

Ограниченность познавательных мотивов

А между тем в первом классе достаточно много заданий, не вызывающих у детей интереса, но требующих больших усилий. Например, по письму. Ученики, нацеленные на интерес (познавательные мотивы учения), не готовы выполнять эти задания старательно, так как их не особо интересует похвала и оценка учителя (неразвитые социальные мотивы).

Вывод. Имея хорошо развитые познавательные мотивы учения, такой ученик начинает потихоньку терять свой уровень.

Мотивы учения и школьная зрелость

Несмотря на выраженную любознательность и довольно обширные для первоклассника знания, учителю работать с такими детьми гораздо труднее. Для их  учеба - источник интеллектуального удовольствия, а не важная деятельность, которую надо добросовестно выполнять независимо от интересности. Поэтому эти ученики не всегда принимают и выполняют задачи учителя.

Последняя группа детей воспринимает школу, как новую захватывающую игру. До тех пор, пока не поймет, что это работа. Это дети, не готовые к обучению.

Родителям стоит внимательно отнестись к такой стороне подготовки к школе как мотивы учения, чтобы не создать своему ребенку трудности своими руками.

Комментарии  

0 # Тамара 26.08.2012 18:26
У меня еще маленькие внуки, но я уже вижу какие они разные. Надо будет много поработать над тем, чтобы подготовить их к школе и создать правильные мотивы учения. Очень мне понравилась статья и понятная, и сложная одновременно.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Валентина 26.08.2012 18:48
Ваша статья очень интересная . Внуки живут отдельно от нас ,но вот родителям не помешало бы почитать вашу статью .
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+1 # ольга 26.08.2012 19:26
Интересно. дети все разные и каждому нужен особый подход и подготовка к школе.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Татьяна 28.08.2012 14:30
У меня сын в первый класс идет.Мы долго выбирали школу и учителя. Выбором довольны, и я, и сын. Надеюсь, что все будет хорошо.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Мария 28.08.2012 16:16
подписалась на вашу рассылку - замечательные статьи пишете, темы нужные, острые и больные. спасибо!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+1 # Светлана 28.08.2012 22:51
Вы поднимаете очень важные темы. Главное не отбить у ребенка желания учиться, что сейчас и делает современная школа.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+1 # Диана 29.08.2012 22:45
Весьма интересно. Как говорил один мой знакомый - все дети разные, и это - хорошо!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Елена 30.08.2012 10:24
Статья очень полезная для родителей!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
-1 # Юлия 04.09.2012 14:17
Мне понравилась фраза:
Поэтому заинтересованные родители должны заранее придумать, зачем ребенку нужно продолжать хорошо учиться.
Каждый ли взрослый может ответить для себя на этот вопрос :)

Учителя, наверно, больше любят детей первого типа, ведь для деток второго типа, они (учителя) должны быть интересны. А у всех ли это получается?....
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Galina 04.09.2012 17:38
Да, именно так, потому что к подростковому возрасту у школьников появляется новый ведущий мотив - общение со сверстниками: симпатии, дружба, группование и т.п. Этот мотив поведения настолько силен, что учеба уходит на задний план. Если родители пустят дело на самотек, учеба пропала. Надо быть очень внимательными к детям в этом возрасте.
Кстати, в этом возрасте выигрывают те, у кого не "задавлена" школьной рутиной познавательная мотивация.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Алла 13.09.2012 23:19
Как не крути, а работать с такими детьми придется учителям.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Андрей 21.09.2012 07:41
Самое сложное придумать, зачем ребенку нужно продолжать хорошо учиться. Тем более программа сейчас намного сложнее чем в наше время. Твит.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Олег 10.05.2013 00:22
я рад, что моих детей не нужно мотивировать. (4 и 6 класс) Они и так очень хорошо учатся. Я в дневник редко даже заглядываю. Сын даже отличник. мы когда-то один раз им объяснили. что от уровня их учебы будет зависеть уровень их жизни (хотя в наше время это конечно не правда), но во всяком случае очень поможет при поступлении в ВУЗ и в выборе достойной профессии. А вообще образованным нужно быть просто для жизни. не обязательно для профессии.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий