Особенности мотивационной сферы первоклассника. На эту сторону развития детей обращают обычно мало внимания.
Я бы даже сказала - крайне мало. Попробуем лучше понять, что движет ребенком в его стремлении учиться в школе.
Для начала хочу обратить внимание на то, что процесс учения состоит из двух взаимосвязанных процессов: ОБУЧЕНИЕ (взрослый) и УЧЕНИЕ (ребенок). Речь пойдет в основном о ребенке.
Мотивы учения
В отечественной психологии выделяют 2 группы мотивов учения:
- социальные мотивы, связанные с общением, желанием повзрослеть, получив новый статус ученика;
- познавательные мотивы - желание узнавать новое, научиться чему-то важному, чему не учат в детском саду или дома.
У поступающих в 1 класс детей могут быть разные варианты сочетания мотивов учения:
- сформированы обе потребности;
- какая-то значительно преобладает;
- слабо развиты обе.
Самый лучший вариант, когда у ребенка одинаково сильны обе эти потребности (мотивы учения). Такой первоклассник учится легко и сознательно, радуя учителей и родителей.
Доминирование социальных мотивов
Что бывает, когда доминируют социальные мотивы учения?
В этом случае ребенок стремится в школу, потому что хочет повысить свой статус, стать старше и значительнее. Все, что окружает его в школе и дома, подтверждает эту значительность. Стремление к новым знаниям (познавательная потребность) у него выражено слабо, а потому в школе его больше всего интересуют не знания, а строгое выполнение роли ученика.
Таких ребят видно сразу: они старательны, внимательно слушают учителя и выполняют его задания. На парте аккуратно разложены школьные принадлежности. Как они справляются с новой ролью, их информирует учитель, оценивая поведение и прилежание. Учитель для них – непререкаемый авторитет. У таких первоклассников со временем формируются и познавательные мотивы учения.
Вывод. Первокласснику с доминированием социальных мотивов важны одобрение и похвала учителя. Именно похвала поддерживает его стремление учиться. И именно поэтому психологи часто советуют педагогам хвалить детей. За что похвалить ребенка можно найти всегда.
Пределы социальных мотивов
Социальные мотивы работают, пока ситуация не станет привычной. Если к этому времени у школьника не сформируются собственно учебные мотивы (хочу узнать новое) или не появятся новые социальные (получение хорошего аттестата, высшего образования и др.), то такой ученик может стать неуспевающим. Ситуация обостряется к 6 - 7 классу. Поэтому заинтересованные родители должны заранее придумать, зачем ребенку нужно продолжать хорошо учиться.
Преобладают познавательные мотивы учения
Таких детей называют любознательными. Они нередко приходят в школу, умея читать и считать. А школа им нужна, чтобы узнать еще больше. Проблемы возникают тогда, когда на уроках такому ученику становится скучно. Иногда на уроках ученик активно работает, потому что ему интересно. А домашнее задание не выполняет, повторить усвоенное ему скучно.
Поскольку социальные мотивы учения у такого ребенка развиты слабо, то стремления хорошо и добросовестно выполнять обязанности школьника у него нет.
Ограниченность познавательных мотивов
А между тем в первом классе достаточно много заданий, не вызывающих у детей интереса, но требующих больших усилий. Например, по письму. Ученики, нацеленные на интерес (познавательные мотивы учения), не готовы выполнять эти задания старательно, так как их не особо интересует похвала и оценка учителя (неразвитые социальные мотивы).
Вывод. Имея хорошо развитые познавательные мотивы учения, такой ученик начинает потихоньку терять свой уровень.
Мотивы учения и школьная зрелость
Несмотря на выраженную любознательность и довольно обширные для первоклассника знания, учителю работать с такими детьми гораздо труднее. Для их учеба - источник интеллектуального удовольствия, а не важная деятельность, которую надо добросовестно выполнять независимо от интересности. Поэтому эти ученики не всегда принимают и выполняют задачи учителя.
Последняя группа детей воспринимает школу, как новую захватывающую игру. До тех пор, пока не поймет, что это работа. Это дети, не готовые к обучению.
Родителям стоит внимательно отнестись к такой стороне подготовки к школе как мотивы учения, чтобы не создать своему ребенку трудности своими руками.
Комментарии
Поэтому заинтересованные родители должны заранее придумать, зачем ребенку нужно продолжать хорошо учиться.
Каждый ли взрослый может ответить для себя на этот вопрос :)
Учителя, наверно, больше любят детей первого типа, ведь для деток второго типа, они (учителя) должны быть интересны. А у всех ли это получается?....
Кстати, в этом возрасте выигрывают те, у кого не "задавлена" школьной рутиной познавательная мотивация.