Особенности мотивационной сферы первоклассника. На эту сторону развития детей обращают обычно мало внимания.
Я бы даже сказала - крайне мало. Попробуем лучше понять, что движет ребенком в его стремлении учиться в школе.
Для начала хочу обратить внимание на то, что процесс учения состоит из двух взаимосвязанных процессов: ОБУЧЕНИЕ (взрослый) и УЧЕНИЕ (ребенок). Речь пойдет в основном о ребенке.
Мотивы учения
В отечественной психологии выделяют 2 группы мотивов учения:
- социальные мотивы, связанные с общением, желанием повзрослеть, получив новый статус ученика;
- познавательные мотивы - желание узнавать новое, научиться чему-то важному, чему не учат в детском саду или дома.
У поступающих в 1 класс детей могут быть разные варианты сочетания мотивов учения:
- сформированы обе потребности;
- какая-то значительно преобладает;
- слабо развиты обе.
Самый лучший вариант, когда у ребенка одинаково сильны обе эти потребности (мотивы учения). Такой первоклассник учится легко и сознательно, радуя учителей и родителей.
Доминирование социальных мотивов
Что бывает, когда доминируют социальные мотивы учения?
В этом случае ребенок стремится в школу, потому что хочет повысить свой статус, стать старше и значительнее. Все, что окружает его в школе и дома, подтверждает эту значительность. Стремление к новым знаниям (познавательная потребность) у него выражено слабо, а потому в школе его больше всего интересуют не знания, а строгое выполнение роли ученика.
Таких ребят видно сразу: они старательны, внимательно слушают учителя и выполняют его задания. На парте аккуратно разложены школьные принадлежности. Как они справляются с новой ролью, их информирует учитель, оценивая поведение и прилежание. Учитель для них – непререкаемый авторитет. У таких первоклассников со временем формируются и познавательные мотивы учения.
Вывод. Первокласснику с доминированием социальных мотивов важны одобрение и похвала учителя. Именно похвала поддерживает его стремление учиться. И именно поэтому психологи часто советуют педагогам хвалить детей. За что похвалить ребенка можно найти всегда.
Пределы социальных мотивов
Социальные мотивы работают, пока ситуация не станет привычной. Если к этому времени у школьника не сформируются собственно учебные мотивы (хочу узнать новое) или не появятся новые социальные (получение хорошего аттестата, высшего образования и др.), то такой ученик может стать неуспевающим. Ситуация обостряется к 6 - 7 классу. Поэтому заинтересованные родители должны заранее придумать, зачем ребенку нужно продолжать хорошо учиться.
Преобладают познавательные мотивы учения
Таких детей называют любознательными. Они нередко приходят в школу, умея читать и считать. А школа им нужна, чтобы узнать еще больше. Проблемы возникают тогда, когда на уроках такому ученику становится скучно. Иногда на уроках ученик активно работает, потому что ему интересно. А домашнее задание не выполняет, повторить усвоенное ему скучно.
Поскольку социальные мотивы учения у такого ребенка развиты слабо, то стремления хорошо и добросовестно выполнять обязанности школьника у него нет.
Ограниченность познавательных мотивов
А между тем в первом классе достаточно много заданий, не вызывающих у детей интереса, но требующих больших усилий. Например, по письму. Ученики, нацеленные на интерес (познавательные мотивы учения), не готовы выполнять эти задания старательно, так как их не особо интересует похвала и оценка учителя (неразвитые социальные мотивы).
Вывод. Имея хорошо развитые познавательные мотивы учения, такой ученик начинает потихоньку терять свой уровень.
Мотивы учения и школьная зрелость
Несмотря на выраженную любознательность и довольно обширные для первоклассника знания, учителю работать с такими детьми гораздо труднее. Для их учеба - источник интеллектуального удовольствия, а не важная деятельность, которую надо добросовестно выполнять независимо от интересности. Поэтому эти ученики не всегда принимают и выполняют задачи учителя.
Последняя группа детей воспринимает школу, как новую захватывающую игру. До тех пор, пока не поймет, что это работа. Это дети, не готовые к обучению.
Родителям стоит внимательно отнестись к такой стороне подготовки к школе как мотивы учения, чтобы не создать своему ребенку трудности своими руками.
Комментарии
Кстати, в этом возрасте выигрывают те, у кого не "задавлена" школьной рутиной познавательная мотивация.
Поэтому заинтересованные родители должны заранее придумать, зачем ребенку нужно продолжать хорошо учиться.
Каждый ли взрослый может ответить для себя на этот вопрос :)
Учителя, наверно, больше любят детей первого типа, ведь для деток второго типа, они (учителя) должны быть интересны. А у всех ли это получается?....