Еще один важный для будущего ученика вид ориентировки в пространстве - ориентировка на плоскости. В школе надо уметь быстро ориентироваться, например, в тетрадке. Есть некоторое количество первоклассников, в начале обучения не видящих клетку. Научите пяти-шестилеток рисованию по клеткам, и они не будут знать такой проблемы.
Рисование по клеткам
Для начала нам потребуется тетрадь в крупную клетку, мягкие цветные карандаши. Если ребёнок против карандашей, замените их фломастерами или гелевыми ручками. Обеспечить выбор нужных цветов можно, если приобрести большой набор фломастеров или гелевых ручек.
Тетрадку придётся разобрать на отдельные листы, потому что промокая, фломастеры оставят следы на листах, находящихся ниже. Чтобы не испачкать стол, используйте обычную кухонную клеёнку.
Образцов для копирования в Интернете море. Единственная проблема - не у всех есть цветной принтер, чтобы их распечатать. Но образцы для рисования по клеткам вполне доступно перенести в тетрадку. Такая тетрадь образцов может постоянно пополняться. Со временем ребёнок разовьёт свою фантазию, и его рисунки тоже надо вклеить в тетрадь образцов.
Рисование по клеткам для особых детей
Очень советую сделать такой источник образцов, если у вас растёт особый ребёнок. Дети-аутисты, например, любят рисование по клеткам и часто обращаются к полюбившимся образцам. Ребята с ДЦП могут рисовать в Paint на компьютере, если спастика не позволяет им иного. Рисование по клеткам - хорошая подготовка к вышиванию, плетению.
Подберите сперва самые простые рисунки, чтобы малыш почувствовали вкус успеха. Не отказывайте в помощи. Больше всего проблем при рисовании по клеткам у детей возникает при их счёте.
Организационные проблемы решены. Можно начинать рисование по клеткам.
1. На первых порах ребёнок может затрудняться с границами рисунка, не всегда умеет считать до необходимых чисел, поэтому помогите ему высчитать размеры (в клетках) в ширину и высоту и нарисовать рамку. Рамка сразу ограничит пространство для рисования и сделает его более уютным. Рамку можно нарисовать линией или закрасить клетки по краям рисунка.
2. Рисование по клеткам начинаем с левого верхнего угла, продвигаясь направо. На образце с домиком это будет так: одна клетка жёлтая (раскрашиваем), потом три клетки белых пропускаем, снова одна жёлтая и так до конца строки (рисуя, малыш усвоит ещё и понятие строки, важное для учебной работы). Дошли до края, начинаем новую строку опять слева.
В школе полно невнимательных детей!
Хочу обратить внимание, что эта с точки зрения взрослого примитивная работа совсем не так проста для ребёнка. Ему бывает трудно удержать строку в поле своего внимания, не пропустить, не "перескочить" на другую.
3. Если ребёнок устал, пусть отдохнёт, предварительно отметив место, с которого он продолжит рисование по клеткам после отдыха или на следующий день.
Старайтесь приучать будущего ученика доводить дело, как говорила моя бабушка, "до ума". Если вы боитесь, что малыш не захочет возвращаться к работе, примените приём "ложного выбора". Напомните ребёнку, что у него есть незаконченная картина. Спросите: "Ты дорисуешь её сейчас или после мультика (чаепития, прогулки и проч.)?"
Как видите на самом деле выбора нет, работу в любом случае придётся закончить, но у ребёнка создаётся впечатление, что он управляет ситуацией. Так сглаживается протестное поведение.
Рисование по клеткам полезно не только для ориентировки, но и для внимания, произвольности, зрительной памяти, счётных навыков и, самое главное, вашего общения.
Образцы можно посмотреть в презентации.
Комментарии