Продолжаем тему: как научить ребёнка играть. Практически в 3-3,5 года одновременно с режиссёрской игрой появляется образно-ролевая.
Это прекрасное время, когда дочки добираются до маминой косметики и наносят первый боевой раскрас, представляя себя в мамой. Второй по распространённости образ у девчонок – принцесса. Девочка ходит, как принцесса, разговаривает так же. Требует одеть её «нарядненько». И вообще прислуживать ей.
У мальчишек образно-ролевые игры часто оторваны от реальности. Чаще всего это космические пришельцы, халки и им подобные.
Образно-ролевая игра
Отличие её в том, что малыш выделяет в выбранной роли, определённое действие или специфическую позу, позволяющую удерживать воображаемый образ, и воспроизводит его. Он как бы отождествляет себя с выбранным предметом и так познаёт мир.
Для образно-ролевой игры требуются костюмы или какие-то старые вещи, бумага, картон, из которых эти костюмы можно сделать. В детском саду имеется зона ряжения.
Пример образно-ролевой игры
Играет Вика (6 лет)
Вид игры. Образно-ролевая с элементами перехода к сюжетно-ролевой.
Обоснование: девочка принимает на себя роль, не может обойтись без использования атрибутов, взаимодействует со сверстницей, но для своих целей.
Название игры: «модель»
Характерные особенности игры: девочка принимает на себя образ, использует атрибуты, кое-что изготавливает сама, играет одна, изредка обращаясь за технической помощью к взрослому.
Возраст, количество играющих детей: 1 девочка 6 лет.
Место проведения: групповая комната.
Взрослый: появляется эпизодически 2 раза, технический помощник.
Подробное описание игровых действий
Играет одна. Располагается в игровой зоне «салон красоты». Достает коробку с атрибутами. Выкладывает все бусы. Некоторое время их перебирает, прикладывает к себе перед зеркалом, поворачиваясь в разные стороны. Ничего не подобрав, идет в уголок для работы с мелкими предметами. Берет коробку с бусинами, шнурок и начинает надевать бусины на шнурок, выбирая самые яркие и крупные. Время от времени примеряет бусы перед зеркалом. Когда нужная длина достигнута, завязывает шнурок на бантик и надевает бусы.
Садится перед зеркалом, снимает все зажимы и резинки с головы. Делает новую прическу. Когда что-то не получается, просит помочь младшего воспитателя. Достаёт из уголка ряжения юбку и надевает её как топик ниже подмышек. Приносит игрушечный фотоаппарат. Подставляет под пятки кубики. Просит взрослого её сфотографировать. Говорит, что за «фотками» придет попозже.
Берет сумочку, в течение 10 минут ходит по групповой комнате. Подходит к разным группам играющих воспитанников. Минуту наблюдает их действия и переходит к другой группе. Лена приглашает Вику поиграть в «салон красоты». Вике «делают» массаж, и она снова гуляет по групповой комнате ещё 8 минут до одевания на прогулку.
Вопрос. Во что играешь? Что делаешь?
Ответ. Я – модель. Модель должна следить за собой, быть красивая, здоровая и всегда хорошо выглядеть.
Вопрос. Откуда ты это знаешь?
Ответ. Мама рассказала.
Вопрос. Почему не продолжаешь играть с девчонками?
Ответ. Я с ними не играла. Они мне делали массаж.
Анализируя игровую деятельность малыша по приведённой схеме, педагог имеет возможность оценить её в достаточной степени объективно.
Мальчики, особенно маленькие, тоже наряжаются в юбки и бусы. Не надо смеяться над ними за это. Вы же не знаете, что они представляют сейчас в голове.
Итак, повторюсь. Образная и образно-ролевая игра – это такой способ познания мира путём отождествления себя с этим миром. Малыш берёт образы из ближайшего окружения. Чтобы ребёнок не застревал на одной роли, ему нужны новые впечатления и ситуации общения.
Играя, ребёнок пробует варианты общения с миром с позиций разных ролей. Поэтому не ругайте детей за нестандартное использование ваших нарядов и хозяйственной утвари.
Комментарии
Современные дети больше повернуты на игры в компьютере. Это печально