По статистике число детей, пишущих "как курица лапой" в наше время растет. Наверно не один возмущающийся претензиями школы родитель по этому поводу в душе подумал: "Да зачем вся эта писанина, когда есть компьютер!"
Ничего против компьютера не имею, но ребенок должен развиваться. А развивается он чаще, когда за компьютером не сидит.
Да и вообще смутное какое-то время. Вдруг в результате очередного кризиса всемирная паутина рухнет… Так что лучше уметь читать, писать и считать самостоятельно, без костылей вроде калькулятора.
И вот интересно, нет сведений о том, что кто-то, однажды научившись, потерял эти навыки из-за отсутствия упражнения. Разве только от травмы или тяжелой болезни. Это может значить только одно: крайнюю важность для самого человека перечисленных выше навыков, которую он даже не осознает.
Как добиться красивого почерка?
Рассмотрим письмо.
Чистописания в чистом виде в современной школе нет. Но сама задача красивого почерка, чтобы ребенок писал быстро и красиво, никуда не девалась. Как сформировать красивый почерк?
Вместе с письмом происходит воспитание обязательности, аккуратности, трудолюбия, терпеливости, внимательности и многих других черт характера. И оно не может не происходить, настолько почерк отражает личность человека.
- Чаще всего вину за плохое письмо мы возлагаем на слабые мелкие мышцы руки.
- Однако Мария Монтессори считала, что «…неумение провести линию происходит гораздо чаще от неподготовленности ума и невнимательности глаза, чем от неподготовленности руки…»
Уже никто не сомневается, что к красивому почерку надо готовить специально.
Упражнения для красивого почерка
Что нужно сделать до школы, чтобы проблем с освоением техники письма и формированием красивого почерка у детей было как можно меньше?
Надо тренировать ум, руку и глаз в процессе:
- разных видов детской деятельности: самообслуживания, рисования, лепки и других,
- специального формирования графической моторики (5— 6 лет).
Чтобы представить, какие органы нашего тела имеют наибольшее значение при обучении письму, рассмотрите этого человечка. Они специально увеличены значительно, чтобы было понятно, как важно их развивать.
Самых маленьких, ясельного возраста, потихоньку приучайте к самостоятельному одеванию. Если вы будете делать это систематически, потихоньку детки освоят застегивание и расстегивание пуговиц, молний, липучек и прочей прозы жизни.
Как только ребенок проявит интерес к карандашу, фломастеру, начинайте с ним рисовать. Лично я больше люблю рисование кисточкой. Кисточка поддерживает пластичность руки.
В былые времена в расписании занятий детского сада друг друга сменяли следующие виды рисования: с натуры, по представлению. Было оно предметное и сюжетное. Особняком стояло декоративное рисование.
Рисование с натуры
Что полезней для глазомера, чем рисование с натуры?
Задание.
Возьмите машинку небольшого размера. Рассмотрите с ребенком, как она устроена: размер, цвет, форма частей (кабины, кузова, колес). Как эти части располагаются по отношению друг к другу. Затем подберите карандаши или краски, соответствующие натуре. Напомните, что сегодня у него особое задание: надо нарисовать предмет как можно точнее, с натуры. А теперь пусть ребенок рисует.
Возможно, он увлечется и сделает что-то не так. Не надо его ругать. Попросите найти, что он сделал не так, и попросите в следующий раз быть точнее.
Рисование по представлению.
Ребенку дается тема, которую он изображает так, как представляет.
Рисование декоративное
Наконец, рисование декоративное. В старой России было множество промыслов, украшавших быт простых людей:
- роспись предметов обихода (городец, хохлома, гжель…);
- роспись народной глиняной игрушки (каргопольской, дымковской и др.).
Декоративное рисование выполняется кисточками разной величины, до самых тонких, которыми вырисовываются детали.
Аппликация, лепка
К этим видам детской деятельности можно добавить аппликацию, лепку. Они тоже влияют на красивый почерк. Для лепки сейчас можно купить совершенно замечательные массы и пластилины. Яркие и не оставляющие жирных пятен. И пластилин особенный, шариковый, с добавлением в него разного размера шариков. Представляете, как здорово они массируют пальчики.
Ну, и как же без ножниц! Скажу только, что они должны быть безопасными - детскими с закругленными концами. Ножницами можно начинать работать со средней группы. Вырезайте сначала просто фигуры. Например, мама покупает модный журнал, а дочка вырезает из него все, что можно. Присматривайте только, чтобы не появилась бахрома на вещах и новые прически!
Задание.
Научите ребенка симметричному вырезанию: сложите листок бумаги пополам, обведите половину фигуры относительно линии сгиба, и покажите, как из половинки получается целая куколка, а со временем – и хоровод кукол (елок, грибов и пр.), которые держатся за руки.
Я часто спрашиваю детей, чем они занимаются дома. Говорят, что играют. Но чаще всего смотрят телевизор. Откуда же появится красивый почерк?
Комментарии
Скорее всего подходит слова "как курица - лапой".
Так что мало сформировать красивый почерк у ребенка. Хотелось бы этот почерк сохранить на всю жизнь. Правда, с диктофонами эта проблема сейчас решаема.
У природы один принцип обучения - делай как я. Остальное - педагогика.