Для чего дошкольника к письму надо готовить?
- Прежде всего, для того, чтобы ребенка в школе сопровождало ощущение успеха. На его фоне обучение проходит совсем по-другому. Новый материал усваивается быстрей и качественней, неудачи случаются гораздо реже, чем у неподготовленных детей, и не кажутся катастрофами.
- Нельзя забывать, что кроме руки в письме участвуют глаз и голова. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок имел красивый почерк, надо научить их (руку, глаз и голову) работать согласованно.
Как формируется графическая моторика?
1. Красивый почерк и штриховка
Особое место среди методов развития графической моторики занимает штриховка обведенных по трафарету фигур. В качестве таких тренировочных трафаретов могут служить:
- рамки и вкладыши Монтессори,
- трафареты предметных фигурок,
- специальные пластмассовые трафареты геометрических фигур,
- различные лекала.
А вообще трафаретом может быть все, что можно обвести. Просто перечисленные предметы помогут обеспечить систематичность в работе.
Самые доступные – это трафареты геометрических фигур. Вы можете не иметь рамок и вкладышей Монтессори, но эти трафареты можно купить в любом магазине канцтоваров. Они бывают разного вида и размера. Для штриховки я советовала бы выбирать трафареты с большими геометрическими фигурами. Они пригодятся не только для штриховки, но и для конструирования.
Лекала тоже полезная вещь. Они помогают научиться рисовать красивые изогнутые линии. Если вы их не найдете, то можно использовать образцы из ролика. Сделать трафарет лекала просто: вырезать из картона по образцу, и края обработать лаком, чтобы дольше служили.
Обрабатывать края лаком я советую у всех трафаретов, сделанных из картона. Кто-то скажет: "Картон - что за примитив! И неэстетично."
Возможно, это и так. Купить проще. Однако не будем забывать, что воспитываем детей не словами, а личным примером. Если ребенок не видит родителей что-то изобретающими и мастерящими, то вряд ли он сам когда-нибудь этим озадачится. А научить согласованным действиям ум, руку и глаз можно только в деятельности.
Чем умнее рука, тем умнее голова. Вот такая прямая зависимость.
Рамки и вкладыши Марии Монтессори можно купить, а можно также соорудить своими руками. В Интернете достаточно вариантов этого пособия с подробным описанием, как его сделать. В наборе бывает от 16 до 64 рамок и вкладышей. Свои первые рамки мы тоже сделали из картона, потому что это было в те времена, когда ничего подобного не производилось. На каждый вкладыш наклеивали большую пуговицу, взявшись за которую можно было достать его из рамки и вставить обратно.
Дети любят трафареты предметных фигурок.
Приступая к работе со штриховкой, объясните детям, что надо соблюдать правила. Вы, наверно, наблюдали, как дети раскрашивают рисунки: линии во все стороны. В штриховке так нельзя. Надо выбрать направление. Сначала это:
- сверху вниз,
- снизу вверх,
- слева направо.
Наоборот, справа налево не рекомендуется. Это связано с тем, что читаем и пишем мы слева направо. И пока в головушке у ребенка это не отложилось накрепко, не стоит вносить туда сумятицу.
Вообще-то вариантов штриховки больше. Вы можете ознакомиться с ними, просмотрев видеоролик.
2. Красивый почерк по методике Е. Н. Потаповой
Поскольку часть детей будет уставать и терять интерес, в тренировку можно вносить элементы творчества. Из фигур можно конструировать разные изображения. А если подключить к делу еще и лекала, то можно создавать целые картины, как это делала московская учительница Е. Н. Потапова.
А когда дети в 1 классе познакомятся с элементами букв, то их тоже надо включать, как элементы штриховки. Использовать такие композиции в работе с первоклашками очень полезно. Дело в том, что в первом классе домашних заданий нет. Но родители все равно их придумывают. Чаще всего это все те же прописи, которые в школе надоели. А вот Е. Н. Потапова использовала картинки, которые дети конструировали с помощью лекал, обводили и штриховали. Ее ученики писали быстро и устойчиво красиво.
Есть еще один хороший метод, помогающий освоить технику письма. Первоклассники часто затрудняются в запоминании и воспроизведении письменных букв. И здесь могут помочь "шершавые буквы". Как их создать и как с ними работать, можно прочитать здесь.
В конце хочу сказать, что быстрый и красивый почерк может иметь любой ребенок, если его вовремя подготовить. В чем сайт Нестандартные дети и желает вам успехов.
Комментарии
Спасибо Вам, Галина, за такой прекрасный материал!