Как говорят логопеды, в пять лет малыш должен говорить также как мы – взрослые. Всегда ли так происходит? К сожалению, нет.
А между тем речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая дошкольника родному языку, взрослый одновременно развивает его интеллект и высшие эмоции.
Чтобы ребёнок развивался, он должен говорить. Поэтому активизация речи детей занимает умы не только педагогов, но и родителей. Как это сделать?
Театрализованная деятельность
Играйте с детьми в театр!
Ничто так не обогащает язык, как личный сенсорный опыт. Активизация речи отлично происходит в процессе театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность позволяет создать насыщенную искусственную речевую среду, имеющую высокий развивающий потенциал и при этом не перегружающую малыша.
Это очень важно для малышей, ничего подчас не умеющих, кроме как искренне заражаться тем, что безмерно весело, или безмерно грустно, или просто страшно, или красиво, но никак не скучно, однообразно, нудно, "как надо", "как следует", "как всегда".
Отбор материала для театрализованной деятельности обусловлен в основном возрастными особенностями дошкольников. Здесь важно, чтобы дети слышали и усваивали прекрасный язык наших классиков и ясную мелодичную полную лирики и юмора речь народного творчества.
Театрализованные игры
Они бывают:
- ролевые (драматизации),
- режиссерские.
Игры-драматизации
В играх-драматизациях малыш исполняет роль "артиста", самостоятельно создавая образ с помощью речевых (вербальных) и неречевых (невербальных) средств. То есть происходит комплексная активизация речи.
Речевые (вербальные) средства:
- интонационные (высота, сила, тембр голоса; темпоритм, паузы),
- лексические (объем активного словаря, использование слов в переносном значении, синонимов, сравнения, эпитетов, метафор),
- синтаксические (свободный порядок слов, многосоюзие, риторические вопросы и др.)
Невербальные средства: мимика, движение, жесты, поза. Они внешне эмоционально оформляют высказывание, дополняют речевую (вербальную) выразительность и обеспечивают точность интерпретации сообщения.
Виды драматизаций:
- Игра-имитация образов животных, людей, литературных персонажей;
- Ролевой диалог на основе фрагмента текста;
- Инсценирование отрывка или целого произведения;
- Спектакль по одному или нескольким произведениям;
- Игра-импровизация (разыгрывается сюжет, соединение нескольких сюжетов без предварительной подготовки).
В режиссерских играх в роли артистов выступают игрушки либо их заменители, а сам маленький руководитель - сценарист и режиссер. Он организует деятельность, "озвучивает" героев и комментирует сюжет. Здесь,также используются разные средства речевой выразительности
Виды режиссерских игр:
- Настольный плоскостной и объемный театр;
- Театр игрушек и картинок;
- Кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток и др.)
Освоение разных видов театрализованной деятельности приводит к становлению у детей игры-фантазирования. Она тесно связана с импровизационным рассказыванием фольклорных текстов.
Активизация речи
Кроме этого для специальной работы в процессе театрализованной деятельности можно использовать отдельные упражнения и их комплексы. Это тоже хорошая активизация речи.
№ |
Задачи |
Содержание работы |
|
1 |
Тренировка артикуляционных органов |
Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика |
|
2 |
Воспитание речевого дыхания |
Упражнения на развитие глубины, высоты, частоты, близости дыхания |
|
3 |
Произношение звуков и их сочетаний |
Скороговорки («чистоговорки») |
|
Интонационная выразительность речи |
|||
1 | Модулирование голоса по силе |
Задания:
|
|
2 | Голосовое модулирование по высоте тона |
Задание: скажи "толстым" голосом – "тонким" голосом |
|
3 | Модулирование голоса по тембру |
Упражнения:
|
|
4 | Модулирование голоса по темпу | Задание "быстро – медленно" | |
5 | Отработка законченной интонации | Усвоение повествовательной и вопросительной интонаций, паузирование текста | |
6 | Отработка интонации смысловых отрезков предложения | Упражнения на освоение основных видов незаконченной интонации: перечисления, звательности (обращения), обособления, предупреждения, противопоставления. | |
Лексические и синтаксические средства |
|||
1 |
Отработка качеств предметов |
Упражнения на соотнесение слова и ощущения |
|
2 |
Отработка действий предметов |
Упражнения на соотнесение слова и действия |
|
3 |
Синонимы – антонимы |
Игра на усвоение 1. синонимов, противопоставляемых по эмоциональной окраске (спать, почивать, дрыхнуть), 2. антонимов однокоренных глаголов (входить – выходить) |
|
4 |
Переносный смысл, скрытое сходство |
Отгадывание загадок (с опорой на реальные объекты, картинки), Работа с метафорами, пословицами |
|
5 |
Пополнение лексического запаса |
Работа на развитие языкового чутья (словообразование) |
|
6 |
Отработка диалога |
Игра "вопрос - ответ" |
|
7 |
Обучение монологической речи |
1. Пересказывание, рассказывание (по картинке, из опыта), 2. Сочинение: творческое сочинение по картинке, контаминации на темы художественных произведений, свободное сочинение (сказок, рассказов). |
Активизация речи в театрализованной деятельности - самое подходящее дело для дошкольников. Занимайтесь театрализованной деятельностью и будете иметь хороший результат.
Продолжение следует…
Комментарии
А театр сейчас дома устраивать - сплошное удовольстивие, потому что игрушки продают разнообразные. которые на руку можно надевать, или на ниточках - просто супер!
Я сама играла бы "в театр" с большой радостью!
Мы видимо на подсознательном уровне проводим такие игры с сыном. А теперь буду подходить к этому вопросу по всем правилам.
А с другой стороны, я лично знакома с таким человеком, который до 7-ми лет вообще не разговаривал - просто не хотел.. Его родители любили его и предоставляли свободу выбора.
И сейчас, в свои 35 - это выдающаяся, извесная в определенных кругах, личность, с высоким интеллектом, грамотнейшей и отлично поставленной речью. А еще это просто очень хороший и добрый человек.
Так может быть и не стоит считать ребенка отсталым, из-за каких-то там общественных убеждений?..
Упражнения очень хорошие, спасибо.
У нас такой проблемы, слава Богу, не было. Дочки мои очень рано говорить стали. И слова сразу достаточно правильные выговаривались. Но и занималась я с ними много.