Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Пальчиковый театр Как говорят логопеды, в пять лет малыш должен говорить также как мы – взрослые. Всегда ли так происходит? К сожалению, нет.

А между тем речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая дошкольника родному языку, взрослый одновременно развивает его интеллект и высшие эмоции.

Чтобы ребёнок развивался, он должен говорить. Поэтому активизация речи детей занимает умы не только педагогов, но и родителей. Как это сделать?

Театрализованная деятельность

Играйте с детьми в театр!

Ничто так не обогащает язык, как личный сенсорный опыт. Активизация речи отлично происходит в процессе театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность позволяет создать насыщенную искусственную речевую среду, имеющую высокий развивающий потенциал и при этом не перегружающую малыша.

Это очень важно для малышей, ничего подчас не умеющих, кроме как искренне заражаться тем, что безмерно весело, или безмерно грустно, или просто страшно, или красиво, но никак не скучно, однообразно, нудно, "как надо", "как следует", "как всегда".

Отбор материала для театрализованной деятельности обусловлен  в основном возрастными особенностями дошкольников. Здесь важно, чтобы дети слышали и усваивали прекрасный язык наших классиков и ясную мелодичную полную лирики и юмора речь народного творчества.

Театрализованные игры

Они бывают:

  1. ролевые (драматизации),
  2. режиссерские.

Игры-драматизации

В играх-драматизациях малыш  исполняет роль "артиста", самостоятельно создавая образ с помощью речевых (вербальных) и неречевых (невербальных) средств. То есть происходит комплексная активизация  речи.

Речевые (вербальные) средства:

  1. интонационные (высота, сила, тембр голоса; темпоритм, паузы),
  2. лексические (объем активного словаря, использование слов в переносном значении, синонимов, сравнения, эпитетов, метафор),
  3. синтаксические (свободный порядок слов, многосоюзие, риторические вопросы и др.)

Невербальные средства: мимика, движение, жесты, поза. Они внешне эмоционально оформляют высказывание, дополняют речевую (вербальную) выразительность и обеспечивают точность интерпретации сообщения.

Виды драматизаций:

  1. Игра-имитация образов животных, людей, литературных персонажей;
  2. Ролевой диалог на основе фрагмента текста;
  3. Инсценирование отрывка или целого произведения;
  4. Спектакль по одному или нескольким произведениям;
  5. Игра-импровизация (разыгрывается сюжет, соединение нескольких сюжетов без предварительной подготовки).

Режиссёрские игры

В режиссерских играх в роли артистов выступают игрушки либо их заменители, а сам маленький руководитель - сценарист и режиссер. Он организует деятельность, "озвучивает" героев и комментирует сюжет. Здесь,также используются разные средства речевой выразительности

Виды режиссерских игр:

  1. Настольный плоскостной и объемный театр;
  2. Театр игрушек и картинок;
  3. Кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток и др.)

Освоение разных видов театрализованной деятельности приводит к становлению у детей игры-фантазирования. Она тесно связана с импровизационным рассказыванием фольклорных текстов.

Активизация речи

Кроме этого для специальной работы в процессе театрализованной деятельности можно использовать отдельные упражнения и их комплексы. Это тоже хорошая активизация речи.

Задачи

Содержание работы

1

Тренировка артикуляционных органов

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

2

Воспитание речевого дыхания

Упражнения на развитие глубины, высоты, частоты, близости дыхания

3

Произношение звуков и их сочетаний

Скороговорки («чистоговорки») 

Интонационная выразительность речи

1 Модулирование голоса по силе

Задания:

  1. "громко – тише – тихо – шепотом",
  2. на освоение вопросительной, повествовательной, восклицательной интонаций (Витю видел. Витю виделВитю видел!)
2  Голосовое модулирование по высоте тона

Задание: скажи "толстым" голосом – "тонким" голосом

3 Модулирование голоса по тембру

Упражнения:

  1. скажи радостно, печально, с жалостью, нежно, гневно, торжественно и т.д.,
  2. разучивание стихов с использованием предыдущего.
 4  Модулирование голоса по темпу  Задание "быстро – медленно"
 5  Отработка законченной интонации  Усвоение повествовательной и вопросительной интонаций, паузирование текста
6 Отработка интонации смысловых отрезков предложения Упражнения на освоение основных видов незаконченной интонации: перечисления, звательности (обращения), обособления, предупреждения, противопоставления.

Лексические и синтаксические средства

1

Отработка качеств предметов

Упражнения на соотнесение слова и ощущения

2

Отработка действий предметов

Упражнения на соотнесение слова и действия

3

Синонимы – антонимы

Игра на усвоение

1. синонимов, противопоставляемых по эмоциональной окраске (спать, почивать, дрыхнуть),

2. антонимов однокоренных глаголов (входить – выходить)

4

Переносный смысл, скрытое сходство

Отгадывание загадок (с опорой на реальные объекты, картинки),

Работа с метафорами, пословицами

5

Пополнение лексического запаса

Работа на развитие языкового чутья (словообразование)

6

Отработка диалога

Игра "вопрос - ответ"

7

Обучение монологической речи

1. Пересказывание, рассказывание (по картинке, из опыта),

2. Сочинение: творческое сочинение по картинке, контаминации на темы художественных произведений, свободное сочинение (сказок, рассказов).

Активизация речи в театрализованной деятельности - самое подходящее дело для дошкольников. Занимайтесь театрализованной деятельностью и будете иметь хороший результат. 

Продолжение следует… 

Комментарии  

0 # Олег 03.07.2012 10:57
Очень познавательная статья,у нас дочь долго не говорила,помнится мы практиковали подобные методы!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # ольга 03.07.2012 13:59
Прекрасные методы и действенные на 100%!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Андрей 04.07.2012 07:12
Спасибо за статью, когда появятся дети, обязательно воспользуюсь Вашими советами
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Ирина 04.07.2012 10:03
Галина! Какие великолепные способы и методы для развития ребенка! Спасибо больше, узнала для себя много нового и интересного! очень понравились упражнения на модулирование голоса по силе, высоте и тембру. Довольно любопытно, попробую с внуком позаниматься-поиграть)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Любовь 04.07.2012 10:06
Замечательные методики для развития детей
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Нина 04.07.2012 11:38
У вас оень хорошие советы. И подробные. Нужно посоветовать знакомым.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Стефания 04.07.2012 12:54
Ого, как интересно, нужно обязательно взять на заметку Вашу статью - на будущее! ))

А театр сейчас дома устраивать - сплошное удовольстивие, потому что игрушки продают разнообразные. которые на руку можно надевать, или на ниточках - просто супер!
Я сама играла бы "в театр" с большой радостью!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Светлана 04.07.2012 13:05
Мы тоже с дочкой играем в театр. Отличная статья!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Василий 05.07.2012 02:09
Спасибо за полезный материал!
Мы видимо на подсознательном уровне проводим такие игры с сыном. А теперь буду подходить к этому вопросу по всем правилам.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Ольга Шантина 05.07.2012 06:11
Потрясающе! Оказывается, совсем не сложно научить ребенка говорить.
А с другой стороны, я лично знакома с таким человеком, который до 7-ми лет вообще не разговаривал - просто не хотел.. Его родители любили его и предоставляли свободу выбора.
И сейчас, в свои 35 - это выдающаяся, извесная в определенных кругах, личность, с высоким интеллектом, грамотнейшей и отлично поставленной речью. А еще это просто очень хороший и добрый человек.
Так может быть и не стоит считать ребенка отсталым, из-за каких-то там общественных убеждений?..
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Galina 06.07.2012 17:15
Бывает и так. Но это частный случай, достаточно редкий. Чаще ребенку надо помогать.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Анатолий 05.07.2012 13:10
мы в детстве тоже любили в театр играть))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Зоя 10.07.2012 23:12
Только сегодня вечером достали кукольный театр и играли с внуками.Разыгрывали сказку Красная шапочка.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Надежда 11.07.2012 11:50
Отличная информация, у племянницы ребенок три года ходил в группу логопеда, не выговаривала половину букв, сейчас речь чистой стала.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Евгения 18.07.2012 12:51
Отличный метод для того, чтобы активизировать речь и привести ее в нормальное состояние.
Упражнения очень хорошие, спасибо.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Oxana Devi 21.07.2012 18:15
Спасибо, очень полезная для меня информация! Моему старшему сыну скоро 5, но говорит он еще плохо, сказывается то, что мы в семье говорим на 3х языках.. Очень хочу сохранить его русский, ищу способы.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Ирина 21.07.2012 20:45
Детьми надо все время заниматься. Ничего не запускать. Если все вовремя заметить, но многие проблемы будут решены.
У нас такой проблемы, слава Богу, не было. Дочки мои очень рано говорить стали. И слова сразу достаточно правильные выговаривались. Но и занималась я с ними много.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Жанна 27.07.2012 23:08
Полезная информация. Интересные способы развития детей - для всех родителей будет полезно.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Марина Умникова 29.04.2013 08:34
Спасибо за статью! Моему малышу 2 годика и он совсем мало говорит. Думаю что скоро это пройдет)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий