Итак, в театрализованная деятельность даёт мощнейший толчок активизации речи. Но есть еще одна важная сторона развития ребенка – его эмоции и чувства.
Эмоции и театрализованная деятельность
Последнее время приходится наблюдать у части малышей неразвитость чувств, крайние и порой неадекватные проявления эмоций. Как это проявляется?
Например, читаем замечательную северную сказку о том, почему в тундре так много красных ягод. Содержание таково. Злые сыновья не помогали матери. Воды не подали, когда она заболела. Превратилась мать в кукушку и улетела. А дети бежали за нею, плакали и просили вернуться. Долго бежали. Обувь изорвали. Ноги в кровь разбили. Там, где остались капельки их крови, выросли красные ягоды.
Печальная история, не правда ли? И вдруг воспитанники начинают смеяться.
Откровенно радуются, когда ругают товарища. Во что это превращается в подростковом возрасте… Встречается даже термин "социальная дебильность". Театрализованная деятельность помогает маленькому человеку разобраться в своих и чужих чувствах. Как это происходит?
Фольклор и театрализованная деятельность
Возвратимся к отбору материала. Надо сказать, что в основном это фольклор. Русская народная сказка радует и детей, и взрослых своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой легкостью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором. Малыши приобщаются к культуре своего народа, которая дает силу и стойкость, чтобы прожить будущую жизнь.
Маленькие дети очень эмоционально реагирует на сказку. Например, "Лиса, заяц и петух". Этой сказке свойственно чувство жалости, поэтому неудивительно, когда ее чтение заканчивается детскими слезами. Но сказка формирует и надежду, надежду на то, что несправедливость будет рано или поздно наказана. А надежда у любого человека независимо от возраста, как известно, умирает последней.
Схема работы над спектаклем
Мы привыкли к стандартному типу драматизации. Но театрализованная деятельность имеет и необычные формы: детская опера, водевиль. Это расширяет диапазон творческих проявлений малышей.
Последовательность подготовки спектакля легко укладывается в схему.
1. Выбираем сказку (при выборе учитывается возраст маленьких артистов).
2. Читаем и обсуждаем произведение. Читаем не один раз. Как это происходит, покажем на примере спектакля по сказке "Теремок"
В чистом поле теремок,
Теремок.
Он не низок, не высок,
Не высок.
Шла лягушка из болота.
Видит, заперты ворота.
"Эй, замочек, отвались,
Отвались!
Теремочек, отворись,
Отворись"
Сразу за строками возникает стереотипный образ лягушки-толстушки, которая идет неизвестно куда и зачем. Так вижу я, а давайте попробуем увидеть по-другому. (Но главный упор всегда на правду, достоверность, а уже потом на оригинальность).
Сначала кто покажет точнее, затем – кто интереснее, но только для дела с целью быть понятым. Отсюда – вариативность. Сколько участников постановки, столько и вариантов. А может и один малыш, играя с мамой, предлагать разные варианты. Что может быть лучше, чем ситуация незнания!
Например, предложите дошкольнику изобразить медведя. Какой он может быть?
Вот варианты. Медведь – добрый, злой, косолапый, большой, маленький, неуклюжий, глупый, упрямый, заносчивый, любопытный, свирепый. А по-другому: добряк, злюка, задавака, нахал, попрошайка, увалень, весельчак, задира, жадина, простофиля. И каждый раз он другой.
И так с каждой ролью. Это трудно, но интересно. Уж как бывает полезно примерить на себя или на себя же посмотреть со стороны. Так осознается и воспитывается характер.
3. Распределяем роли. Если желающих много (два и больше), то стараемся делать это равномерно, избегать постоянного выдвижения на ведущие роли одних и тех же исполнителей. Даем шанс всем.
4. Подготовка к спектаклю. Это самая объемная работа в театрализованной деятельности:
а) техническая – изготовление костюмов, декораций;
б) исполнительская - шлифовка актерского мастерства.
Сначала идет тренировка речи в движении: шагаем и произносим ритмичные стихи. Можно не только шагать, но и выполнять другие действия, в соответствии с текстом. Попробуйте на примере всем известного стихотворения "мой веселый звонкий мяч…"
Следующий этап – использование словесных игр: чистоговорок, потешек, считалок, стихов - пробуждает нервную систему и позволяет дошкольнику почувствовать ритмический рисунок родного языка.
Неоценимую услугу оказывает прием проигрывания этюдов. Он позволяет малышу осознать и пережить свое состояние. Хорош этот прием и в тренировке пластики.
Работа над интонационной выразительностью речи начинается с игр-упражнений следующего характера: "Как лиса скажет "Здравствуй"
а) медведю, которого очень боится,
б) своей подружке,
в) зайцу, которого намерена съесть".
Или: "Какой же голос будет у сестрицы Машеньки, когда она просит ей помочь печку, речку, яблоньку".
Маленькие артисты учатся говорить тихо, громко, шепотом, тоненько, грубо, передавать интонацию удивления, радости, испуга и т. п. Работа над голосом обязательно сочетается с тренировкой пластики. Например, "Пройдись, как старая-старая старушка, как царевна и пр." Идет постоянное экспериментирование.
Далее – совершенствование диалогической речи, и обязательное развитие речи монологической (выучить и проговорить текст), которая позволяет свободно и творчески пользоваться родным языком.
5. Спектакль
6. Анализ работы на сцене
Устройте спектакль дома для семьи или для родителей, если это в детском саду. Театральная постановка, несмотря на множество хлопот, – праздник для детей и взрослых. И эта радость еще долго окрашивает их повседневную жизнь.
Если играть в театр часто, используя предложенные приемы, то результаты театрализованной деятельности не замедлят появиться.
Обратите внимание и обнаружите следующее.
- Высказывание становится содержательным, грамматически правильным , выразительным.
- Дети точно выражают свою мысль.
- Для них не составляет труда запоминать и точно воспроизводить достаточно сложные тексты.
- Сформировано умение слушать, понимать, своевременно отвечать, передавать основные эмоции и их оттенки.
Еще раз обращу внимание. Считается, что театрализованная деятельность возможна только там, где много детей. Это не так. Ребенок и один может играть в театр. Но чтобы получить от этой игры значительный эффект, ему надо показать все ее возможности. Театрализованная деятельность всё же эффективнее в группе.
Комментарии