Часто удивляются: у одних родителей в одной домашней среде такие разные дети вырастают. Что же говорить о школьном классе, где, как минимум, 25 человек.
Темперамент - наша природа, изменить кардинально которую нельзя. Как же родителю и, особенно, учителю в каждом отдельном случае найти самый целесообразный путь взаимодействия?
Н. Ф. Бунаков в середине ХХ века по этому поводу отмечал:
"От разнообразия темпераментов происходит то всем известное явление, что одни и те же приемы обучения и воспитательные мероприятия действуют различно на разных учеников"
Одних эти воздействия направляют к благу, пробуждая жажду знаний. Других, наоборот, раздражают. А на третьих и вовсе не действуют. Так что не считаться с с врождённым типом нервной системы, да и вообще с индивидуальными качествами детей нельзя.
О темпераменте
Что полезно знать учителю и родителю о темпераменте?
Н. Ф. Бунаков отмечает:
"Наблюдая все разнообразие человеческих темпераментов, их подводят под четыре главные рубрики, резко отличающиеся одна от другой. Это всем известные: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик".
Сангвинический темперамент
Детей бывает путают с гиперактивными детьми. В их проявлениях есть некоторое сходство. Но это не одно и то же. Ребенок сангвинического типа — подвижный, впечатлительный и легкомысленный. Он полон жизни.
Движения
Все тело в постоянном движении, он ни минуты не может ни постоять, ни посидеть, ни помолчать. Не ходит, а бегает и прыгает; не бежит, а мчится, летит. Лицо подвижное и веселое, с открытым и заинтересованным взглядом. Обычно производит приятное впечатление на всякого наблюдателя этой полнотой жизни. Но эта неугомонная подвижность вскоре начинает надоедать и раздражать.
Эмоции
Сангвиник плачет неудержимо, горько, навзрыд, смеется и хохочет заразительно. Но и то, и другое очень скоро, и часто совершенно неожиданно, оканчивается. Чувства не глубоки. Но что хорошо: склонны принимать альтруистический характер. Это значит: он охотно делит чужое горе и чужую радость. Горю искренне сочувствует, радости не завидует. Через эту склонность к альтруизму он легко подвигается на многое хорошее во имя любви к ближнему, к учителю, к родным, из чувства товарищества, патриотизма, сострадания, народной гордости.
Ребёнок сангвинического склада склонен к преувеличениям и крайностям. Часто хорошее ему представляется гораздо лучше, нежели есть на самом деле, а дурное не просто дурным, а отвратительным. Отсюда - преувеличения и крайности в похвалах и порицаниях, в проявлениях преданности и вражды. Отсюда же проявления ненамеренной лжи и наивного хвастовства - без всякого расчета, без всяких низменных эгоистических побуждений.
Мышление, внимание, память
Мышление сангвиника живое, но поверхностное. Любознательность безграничная, но не постоянная, не устойчивая. Внимание непродолжительно и скоро утомляется. Все смешное сильнее задерживает внимание, и в таких случаях он обнаруживает отличную память. Он хорошо запоминает и воспроизводит со всеми подробностями довольно длинные смешные рассказы, причем сам же больше всех смеется самым заразительным смехом.
Каков сангвиник в учении?
Главный недостаток сангвиника в учении - отсутствие устойчивой сосредоточенности и рассеянность, происходящая от чрезмерной, хотя и поверхностной, впечатлительности.
1. Основательное и продолжительное изучение предмета утомляет ученика и нагоняет скуку. Сангвиник интересуется только новым, совершенно ему незнакомым. Школьника больше интересует
- не та страница учебника, которая назначена на урок, а следующая,
- не начало книги, а конец,
- не то, как развивалось событие, а то, чем окончилось.
2. Сангвиника сильнее увлекают и легче даются те занятия, больше действующие на воображение, нежели на ум, не требующие последовательной и напряженной работы мысли, усидчивости и терпения.
3. Всякие отвлеченные изучения ему не нравятся и плохо даются. Из школьника сангвинического типа выходит плохой математик. Он больше любит географию, историю, особенно - путешествия, исторические рассказы, поэзию, живые и яркие картины из жизни, мало похожей на окружающую жизнь, вроде приключенческих рассказов.
4. Главный стимул неугомонной и суетливой деятельности сангвиника — постоянная жажда разнообразных впечатлений. Он любит шум, суету, разнообразие и беспрерывную смену красок, форм, звуков. Сангвиник часто становится "душой компании” в часы отдыха, веселья, удовольствия.
Как учителю обходиться с сангвиником?
Что сделать, чтобы укрепить и развить очевидно хорошие задатки и ослабить дурные стороны?
Нельзя!
Учитель оттолкнет от себя этого школьника сухим педантизмом, грубыми окриками, бранью, резкими и презрительными насмешками. Этим педагог поселит в ученике только раздражение против себя, жажду противоречия, противодействия, борьбы. Борьба может стать упорной и несносной, и тогда трудно ждать чего-либо хорошего, и ошибки педагога отзовутся горькими последствиями в жизни легкомысленного, но симпатичного ученика.
Надо!
Тёплое и участливое отношение. Доброжелательным расположением к веселому, бойкому школьнику, педагог может возбудить любовь и доверие к себе. А это самое главное для благотворного воздействия на сангвиника!
Противодействие рассеянности и легкомысленному отношению к делу нужно, необходимо, но мягко, осторожно, так сказать, незаметно для самого маленького человека. Учитель мягко и ласково своими вопросами возвращает внимание к нерешенной задаче, к не рассмотренному предмету, указывая в предмете новые стороны, наводя на решение задачи, пробуждая любознательность и мысль легкомысленного ученика, поддерживая бодрость и стремление к преодолению трудностей.
Главное условие для благотворного воздействия на успешность учебных занятий - одушевленное, интересное преподавание, и особенно наглядного характера. У педагога, дающего такие уроки, ученики сангвинического типа учатся хорошо и успешно.
Ни на кого другого не действует так сильно живой пример, никого так не увлекает чужое воодушевление, как сангвиника. Увлеченный интересным и живым преподаванием и воодушевлением учителя, он легко схватывает знания, быстро соображает и весь сияет от удовольствия, сознавая свой успех.
Чтобы увлечение работой не остыло, необходимы время от времени - помощь, поддержка, одобрение. Педагог хорошо сделает, если:
- будет иногда обращаться к ученику с такими вопросами, на которые можно ожидать хорошего ответа;
- будет поощрять одобрениями, остережется от порицаний, особенно обидных и раздражающих.
Полезно почаще обращаться к такому ученику с вопросами как для поддержания внимания и сосредоточенности на предмете, так и для повторения.
В повторении сангвиник, вообще скоро забывающий приобретенные знания, нуждается больше, чем одноклассники с другими темпераментами.
Для благотворного нравственного воздействия на сангвинический тип надо помнить его впечатлительность и склонность к альтруистическим эмоциям. На него сильней всего действует живой пример и художественный образ, и этим надо пользоваться для устранения в нем дурных сторон, легкомыслия, поверхностности, невинной лживости, рассеянности, и для укрепления хороших сторон и наклонностей.
Прогноз возможного развития малыша с таким темпераментом на видеоролике.
Комментарии