Меланхолический темперамент признается не всеми исследователями. Некоторые, например, В. И. Гарбузов, считают, что в процессе эволюции люди с такими биологическими задатками просто не выжили бы.
На самом деле, утверждает он, за меланхолический темперамент принимается значительно невротизированный флегматик.
Поведение меланхолика
Меланхолик — скучен, угрюм, серьезен. Часто это нервный ребенок "бука", обычно с бледным лицом и без блеска в глазах, слабого телосложения.
Для меланхолика окружающее представляется в мрачном свете. Он ко всем недоверчив, всех подозревает, на всех и всё обижается, от всех сторонится, на всех жалуется. Эта преувеличенная забота меланхолика о самосохранении и ограждении собственной личности, сопровождающаяся недоверчивостью и подозрительностью, является источником
- зависти,
- несправедливости, мстительности,
- злорадства,
- и даже клеветы.
Ребёнка меланхолического темперамента раздражают как шутки, насмешки, поддразнивания, с которыми иногда относятся к нему товарищи, так и выражения участия, заботливые добродушные услуги. Он им не доверяет.
Понятно, что товарищи не любят и охотно дразнят ученика, а это еще больше развивает в нем подозрительность и эгоистические недоброжелательные чувства.
Мышление.
Мыслит меланхолик сосредоточенно и глубоко. Умственная работа захватывает его, парализуя мрачность, подозрительность, недоброжелательное отношение к людям. Художественные образы на меланхолика действуют слабо. Он мало понимает их. А вот отвлеченные рассуждения, научные работы, наоборот, увлекают, иногда прямо гипнотизируют.
Эмоции и чувства ученика меланхолического темперамента не отличаются особой живостью, яркостью и разнообразием. И все-таки он чувствует глубоко, ненавидит непримиримо, любит самоотверженно.
Как учителю взаимодействовать с меланхоликом?
Хотя ученик часто бывает упрям и капризен, у него нет задатков твердой воли. Он нерешителен. В общем, это довольно несимпатичный и неприятный человек, которого не любят не только чужие люди, но часто и родные.
Но! Педагог должен помнить, что для благотворного воздействия на ученика-меланхолика нужна именно любовь.
- Если учитель сумеет преодолеть невольную антипатию, проявит справедливость и доброжелательность, он может сделать немало доброго для этого несчастного ученика, который и сам нередко бывает мучеником своего темперамента.
- Учитель может вносить в горькую жизнь, в мрачную душу ребёнка свет радости, спокойствия.
- Используя склонность школьника к интеллектуальной деятельности, надо именно в ней и искать противовес отрицательным наклонностям меланхолического темперамента, опору для внушения спокойного и правильного отношения к жизни и к людям.
- Общественный характер школьного обучения, работа не в одиночку, а в обществе, в среде сверстников - тоже могучее противодействие неприятным сторонам меланхолического темперамента.
Забота учителя должна быть направлена к тому, чтобы поднять рейтинг меланхолика в среде сверстников, оградить от обид, насмешек, и вообще от злостных выходок, которых можно ожидать со стороны озорников, подружить с добрыми и разумными ребятами, втянуть в интересы товарищества, парализуя эгоистическую замкнутость.
Очень важно и в одноклассниках вызвать дружественные и доброжелательные отношения к школьнику меланхолического темперамента, обращая внимание на несомненные достоинства этого "буки" и нелюдима, но способного и трудолюбивого. Учебные занятия, интеллектуальный труд в классе - отличная почва для возникновения контактов меланхолика со сверстниками, которые скоро убеждаются в умственном превосходстве, начинают ценить и уважать, обращаться за помощью.
Таким образом, при благоразумном руководстве, приобретая знания, втягиваясь в умственную работу, заражаясь интересами класса и альтруистическими эмоциями, меланхолики нередко становятся людьми глубокого ума и многостороннего знания, а так же высокой нравственности.
Таковы особенности меланхолического темперамента.
Комментарии