Поскольку почти все типы темперамента имеют выраженные внешние проявления, то определить, к какому из них принадлежит тот или иной ребенок можно на основании сравнительно кратковременных наблюдений.
Здесь главное – знать те внешние проявления, которые являются симптомами не одной, а нескольких черт индивидуальности.
Например, от детей флегматического темперамента следует отличать:
- тех, у кого замедленность учебных действий обусловлена чрезмерной осторожностью (меланхолики),
- детей с астеническим состоянием (тоже характерно для меланхолического темперамента).
Холерика и меланхолика иногда не различают из-за присущей им обоим импульсивности поведения. Между тем импульсивность бывает разная. У ребят холерического темперамента она бывает из-за самоуверенности, ощущения силы собственного Я. У меланхолика обусловлена состоянием тревожности, неуверенности, стремлением предупредить неприятные события, уберечь себя.
Методика наблюдения за ребенком дошкольного возраста для выяснения его типа темперамента
Предлагаемая ниже методика будет полезной воспитателям старших и подготовительных групп, учителям первых классов, а также родителям, которые и первые учителя, и первые диагносты своего ребенка. Она проста в исполнении и обработке.
Диагностика темперамента ребенка проводится в форме наблюдения.
Инструкция. Наблюдение за каждым ребенком ведите 1-2 месяца в удобной для вас форме.
Цель наблюдения - выяснить, как будет вести себя ребенок в различных ситуациях, объединенных в 4 группы (представлены в табличке ниже).
Отмечайте ежедневно характер этих проявлений цифрами в табличке так:
М черты меланхолика 0
Ф черты флегматика 1
С черты сангвиника 2
Х черты холерика 3
Обратите внимание, каких проявлений будет больше в процентном соотношении. Это и будет доминирующий темперамент.
Поведенческие реакции |
Отметки каждый день |
|||||
Даты |
1 |
2 |
3 |
4 |
… |
|
I. Поведение в ситуациях, когда НЕОБХОДИМО ДЕЙСТВОВАТЬ |
||||||
М |
Действует робко, неуверенно | |||||
Ф |
Действует спокойно, без слов | |||||
С |
Легко включается в действие | |||||
Х |
Активно действует | |||||
II. Как реагирует НА ЗАМЕЧАНИЕ |
||||||
М |
Молчит, обижается, переживает | |||||
Ф |
Выслушивает молча | |||||
С |
Обещает клятвенно, что больше не будет, и через небольшое время все повторяется | |||||
Х |
Не слушает, бурно реагирует, возмущается | |||||
III. Как разговаривает с другими ребятами в ЗНАЧИМЫХ СИТУАЦИЯХ |
||||||
М |
С большой неуверенностью | |||||
Ф |
Медленно, спокойно, но при этом - уверенно | |||||
С |
Быстро, с жаром, но прислушивается к мнению других | |||||
Х |
Быстро, со страстью, других мнений не слушает | |||||
IV. Поведение в НЕЗНАКОМОЙ обстановке |
||||||
М |
Растерян | |||||
Ф |
Спокоен, рассматривает окружающее | |||||
С |
Довольно легко находит выход из положения, проявляет активность | |||||
Х |
Активен, повышенно возбудим |
Знание темперамента нужны даже для того, чтобы правильно рассадить детей на занятие или урок. Например, из опыта американских педагогов: для групповых занятий (в детском саду) и уроков (в школе) детей лучше рассаживать так :
- меланхолики – под стеночкой,
- сангвиники и флегматики (это большинство детей) – по всей группе,
- холерики – на приличном расстоянии друг от друга.
Это будет выглядеть примерно таким образом, как показано на рисунке 1. Так дети разного темперамента будут чувствовать себя комфортно.
Конечно, определенное понятие о темпераменте есть у каждого взрослого. Но не лишне будет еще раз напомнить следующее.
Темперамент - комплекс индивидуальных особенностей человека. Он биологически обусловлен. Что это значит? Мы не можем его изменить. Если мы воспитываем и обучаем ребенка в соответствии с его темпераментом, то сохраняем его здоровье.
Иметь представление о темпераменте своего воспитанника полезно любому педагогу и родителю. Но особенно это важно, чтобы правильно понять ребенка и помочь ему во время, например, кризисных периодов.
Комментарии