Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Поскольку почти все типы темперамента имеют выраженные внешние проявления, то определить, к какому из них принадлежит тот или иной ребенок можно на основании сравнительно кратковременных наблюдений.

Здесь главное – знать те внешние проявления, которые являются симптомами не одной, а нескольких черт индивидуальности.

Например, от детей флегматического  темперамента следует отличать:

  1. тех, у кого замедленность учебных действий обусловлена чрезмерной осторожностью (меланхолики),
  2. детей с астеническим состоянием (тоже характерно для меланхолического темперамента).

Холерика и меланхолика иногда не различают из-за присущей им обоим импульсивности поведения. Между тем импульсивность бывает разная. У ребят холерического темперамента она бывает из-за самоуверенности, ощущения силы собственного Я. У меланхолика обусловлена состоянием тревожности, неуверенности, стремлением предупредить неприятные события, уберечь себя.

Методика наблюдения за ребенком дошкольного возраста для выяснения его типа темперамента

Предлагаемая ниже методика будет полезной воспитателям старших и подготовительных групп, учителям первых классов, а также родителям, которые и первые учителя, и первые диагносты своего ребенка. Она проста в исполнении и обработке.

Диагностика темперамента ребенка проводится в форме наблюдения.

Инструкция. Наблюдение за каждым ребенком ведите 1-2 месяца в удобной для вас форме.

Цель наблюдения - выяснить, как будет вести себя ребенок в различных ситуациях, объединенных в 4 группы (представлены в табличке ниже).

Отмечайте ежедневно характер этих проявлений цифрами в табличке так:

М         черты меланхолика      0

Ф         черты флегматика        1

С         черты сангвиника         2

Х          черты холерика           3

Обратите внимание, каких проявлений будет больше в процентном соотношении. Это и будет доминирующий темперамент.

Поведенческие реакции

Отметки каждый день

Даты

1

2

3

4

I. Поведение в ситуациях, когда НЕОБХОДИМО ДЕЙСТВОВАТЬ

         

М

Действует робко, неуверенно          

Ф

Действует спокойно, без слов          

С

Легко включается в действие          

Х

Активно действует          

II. Как реагирует НА ЗАМЕЧАНИЕ

         

М

Молчит, обижается, переживает          

Ф

Выслушивает молча          

С

Обещает клятвенно, что больше не будет, и через небольшое время все повторяется          

Х

Не слушает, бурно реагирует, возмущается          

III. Как разговаривает с другими ребятами в ЗНАЧИМЫХ СИТУАЦИЯХ

         

М

С большой неуверенностью          

Ф

Медленно, спокойно, но при этом -  уверенно          

С

Быстро, с жаром, но прислушивается к мнению других          

Х

Быстро, со страстью, других мнений не слушает          

IV. Поведение в НЕЗНАКОМОЙ обстановке

         

М

Растерян          

Ф

Спокоен, рассматривает окружающее          

С

Довольно легко находит выход из положения, проявляет активность          

Х

Активен, повышенно возбудим          

Знание темперамента нужны даже для того, чтобы правильно рассадить детей на занятие или урок. Например, из опыта американских педагогов: для групповых занятий (в детском саду) и уроков (в школе) детей лучше рассаживать так :

  1. меланхолики – под стеночкой,
  2. сангвиники и флегматики (это большинство детей) – по всей группе,
  3. холерики – на приличном расстоянии друг от друга.

Это будет выглядеть примерно таким образом, как показано на рисунке 1. Так дети разного темперамента будут чувствовать себя комфортно.

Конечно, определенное понятие о темпераменте есть у каждого взрослого. Но не лишне будет еще раз напомнить следующее.

Темперамент - комплекс индивидуальных особенностей человека. Он биологически обусловлен. Что это значит? Мы не можем его изменить. Если мы воспитываем и обучаем ребенка в соответствии с его темпераментом, то сохраняем его здоровье.

Иметь представление о темпераменте своего воспитанника полезно любому педагогу и родителю. Но особенно это важно, чтобы правильно понять ребенка и помочь ему во время, например, кризисных периодов.

Комментарии  

0 # Татьяна 01.11.2013 01:07
А на школьниках можно применять данный метод?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Galina 01.11.2013 15:09
Для школьников 1-2 класса возможно, так как они не сильно отличаются от дошкольников психологически. Для более старших детей другие методы.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Vasiliy 08.11.2013 23:52
Прикольно, прогоню через ваш тест обеих сыновей, они супер активны, только каждый по своему. Посмотрим что получиться.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Анна 21.04.2017 16:48
Мне кажется у меня ярко выраженный холерик и сангвиник. Близнецы, а такие разные. У одного четко выражено лидерство, причем какое-то ненормальное - если он не первый, то сразу слезы начинаются. Второй - спокойнее, но не уступает ни в чем. Драки у нас постоянные.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Виталий 12.08.2017 22:27
У меня чертята на любой вкус, кроме сангвиников :lol:
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий