О таком особом пути развития как аутизм достаточно широко в нашей стране заговорили сравнительно недавно. И это не зря, так как количество аутичных детей стремительно растет. Называются разные причины возникновения заболевания, чаще генетические (наследственные) и средовые (отравление тяжелыми металлами, например, ртутью, с помощью которой консервируют вакцины для прививок).
Аутизм характеризуется жестким нарушением контактов ребёнка с миром. Он возникает не сразу, но до 3 лет, поэтому и называется "ранний детский аутизм". Сначала малыш развивается, как все дети. Однако на определенном этапе происходит нечто в его жизни.
Чаще всего ребенок тяжело заболевает. А после болезни начинает деградировать - терять уже сформировавшиеся навыки. Малыш замолкает, теряет навыки опрятности и прочее. Ему становится безразличен окружающий мир.
Самое трудное время воспитания аутичных детей – до пяти лет, поскольку обратную связь трудно получить. Представьте себе: ребенок заболел, плачет, а вы не знаете, где болит, почему плачет. Аутист не говорит, не пользуется указательным жестом. Но далее жизнь становится легче.
Вот из этой ямы ребёнок-аутист начинает новый жизненный путь с помощью родителей, и, если повезет, специалистов. Если повезет, потому что в России до сих пор аутизм отождествляют с шизофренией. А специалисты, обязанные помогать родителям, частенько предлагают им отказаться от малыша, как бесперспективного.
Так ли бесперспективны дети-аутисты?
Надо заметить, что тяжесть потерь бывает разной. Многие великие люди, судя по биографиям, имели аутистические черты (Ландау, Эйнштейн, Левенгук). Судьбы их складывались очень по-разному в зависимости от таланта и окружающей среды.
Основное направление реабилитации детей с диагнозом "аутизм", во всем цивилизованном мире - социальная адаптация, приспособление к жизни в обществе. Одно из направлений - творчество.
Многие дети-аутисты любят рисовать, лепить, конструировать. Через эту деятельность можно попасть в их мир и стать в нем своим.
Несколько примеров.
Способности Маши к рисованию первой заметила дефектолог. Как-то чтобы девочка расслабилась, она предложила ей игру-рисование.
Подготовка к рисованию обычная: палитра, кисти, краски. На мольберте закрепляется большой лист бумаги.
Ребёнок встает вполоборота к этому листу на расстоянии вытянутой с кисточкой руки. Ноги расставлены на ширине плеч. Ребёнок набирает на кисточку краску (какую захочет) и, раскачиваясь, не сгибая руки, произвольно кладет мазки или "тычки".
В игре два важных момента: расслабление тела во время раскачивания и цвет. Цвет выбирается по желанию. Можно использовать несколько цветов. Рисунок получился изумительный по сочетанию красок. С этого времени мама записала дочку в художественную школу, а затем в кружок бисероплетения.
Работы Маши
Акварель. Иллюстрация к сказке "Снегурочка"

Поделки из бисера. Те, кто работал с мелкой моторикой детей-аутистов, знает их вялые пальчики и оценит терпение девочки и сами работы.

Вышивание крестом "Зимний пейзаж"

Это незначительная часть работ девочки. Много поделок она дарит детям и взрослым. А еще Маша рисует раскраски для малышей, шьет одежду для кукол.
Маше повезло. У нее хорошая семья, замечательная мама. Хорошие педагоги попадались на её жизненном пути. Каждый вкладывал в нее зерно чего-то доброго. Помноженное на собственное терпение и трудолюбие, оно не могло не прорасти. И аутизм - не преграда.
Продолжение следует...
Комментарии
А что же дальше? Страшно подумать. Вспоминаю фильм " Человек дождя"
Общество у нас дикое, это да. Так с себя начинать надо. Многие из вас позволят своему ребенку с аутенком или дауненком в песочнице играть? Детям - то маленьким все равно, а вот вам уже нет.
А самое печальное, здесь не могу с Galina не согласиться, что коррекционная педагогика у нас оставляет желать лучшего, особенно в регионах