Самое сложное для неготовых к школе первоклассников – это письмо. И физически (а ну-ка посиди, не разгибаясь), и мотивационно (какой смысл в таких страданиях).
Для профилактики поиграйте с ними в "древних" людей.
Игра-путешествие "Как появилась письменность"
Цель. Профилактика школьной дезадаптации.
Задачи
- Создать условия для понимания происхождения и важности письма.
- Развивать навыки сотрудничества у детей.
Контингент: старшие дошкольники и первоклассники. (Лучше – дошкольники. В детском саду жизнь воспитанников гораздо менее регламентирована, для игры всегда найдётся время).
Форма игры-путешествия групповая. (Можно играть всей детсадовской группой/подгруппой).
Подготовительная работа
На доске для свободного рассматривания вывешивается картина из жизни неандертальцев или кроманьонцев каких-нибудь. Обычно воспитанники/ученики живо интересуются изображением, задают вопросы.
На следующий день на занятии содержание картины обсуждается. Психолог/воспитатель рассказывает о жизни, занятиях, трудностях древних людей и предлагает поиграть, «превратиться» в предков. Основная организационная и информационная нагрузка лежит на взрослом. Вначале он – «вождь», центр игры. Если есть подросток, вождём может быть он.
Ход игры "Как появилась письменность"
Первый этап игры «Как появилась письменность»
- Жило в лесу у ручья племя. Что такое «племя», распределение ролей: рыбаки, охотники, собиратели плодов и кореньев. Устраиваем «пещеру», выбираем «стерегущего огонь». Все отправляются по своим делам.
- Через некоторое время «вождь» созывает всех на совет (ребята усаживаются в круг на пол) и сообщает следующее.
Вернулись рыбаки, охотники и собиратели кореньев почти без добычи. Рыбы в реке мало, звери ушли в другие места. Ягод тоже почти нет. Есть нечего. Наступает голод. Что будем делать?
- Каждый желающий излагает свои соображения. Если среди них нет предложения поискать новые, богатые пищей места, то взрослый его вносит. Проводится голосование.
- «Вождь» уточняет, что пойдут на поиски пищи не все. В поиске новых мест может быть придётся идти долго, а в племени есть слабые старики и малыши. Если от детей не поступает предложения о создании отряда разведчиков, то взрослый его вносит.
- Группа-племя делится на два отряда разведчиков. Они пойдут в разные стороны. Каждый отряд придумывает себе название и выбирает командира.
- Обсуждаются правила групповой работы, соблюдение которых обязательно для всех. Это свод «можно» (высказать свою точку зрения) и «нельзя» (перебивать, критиковать). Разведчики должны работать дружно.
- Каждый отряд договаривается внутри себя о направлении движения, кто пойдёт первым, кто замыкающим. Замыкает самый сильный, чтобы никого не потерять.
Очень интересно проходит игра в предков летом на даче (но подойдёт и участок детского сада). На головах детей появляются индейские головные уборы.
Ещё замечание: не все дети изъявят желание играть. Заставлять не стоит.
Второй этап игры «Как появилась письменность»
Два отряда «древних людей» готовы к поиску новых мест для племени. Но как сообщить о находке? Читать далее…
Комментарии